«Поповки» — круглые корабли Чёрного моря
Идеи создания круглых кораблей бередили умы изобретателей ещё с древних времён. Но первый боевой корабль круглой формы был создан только в 1873 году и вошёл в состав Черноморского военного флота.
Автором двух круглых броненосцев стал адмирал Андрей Александрович Попов. Проект его был весьма амбициозным и сумел заинтересовать Александра II. Но почему император выделил на строительство «поповок» огромную сумму из разорённой казны?
Амбиции, подкреплённые хитростью
После окончания Крымской войны российский военный флот находился в весьма угнетающем состоянии. Сильно ограничена Россия была и в создании новых кораблей из-за Парижского мирного договора. Согласно нему, строить военные суда, оснащённые пушками, в большом количестве было нельзя. Но в то время Россия остро нуждалась в боевых кораблях, способных охранять берег Чёрного моря. И поэтому идею об уникальном броненосце береговой обороны от контр-адмирала Попова приняли на ура.
Хоть поначалу идея о круглых кораблях многим и казалась безумной, её успешно воплотили в жизнь. Попову помогло лишь то, что он сумел построить круглую шлюпку и успешно спустить её на воду. После наглядной демонстрации российское адмиралтейство выделило деньги на строительство нескольких круглых броненосцев. Пробить свой проект адмирал Попов сумел и из-за своей хитрости. Его круглые корабли можно было запросто причислить к плавучим крепостям, а не к военным кораблям. Это не нарушало Парижский договор. Поэтому в 1873 году на петербургской верфи приступили к строительству первой «поповки».
Круглое судно адмирала Попова
Андрей Попов был весьма подкован в инженерном деле. Поэтому чертежи своих кораблей он разрабатывал сам. Но вместе с этим у него был целый штат помощников, осуществлявших расчёты. После окончательного утверждения плана первого круглого броненосца «Новгород» его строительство начали в Петербурге. Согласно чертежам, корабль имел круглую форму и практически плоское дно. Достичь круглой формы удалось благодаря необычному расположению поперечных и продольных рёбер жесткости. Круглый броненосец имел небольшую осадку и был довольно устойчив. Впрочем, конструкция корабля вносила свои коррективы в жизнь его команды.
Жилые помещения для команды корабля пришлось расположить на носу палубы. Там люди становились достаточно уязвимы при обстреле. Всё дело было в том, что расположить каюты под палубой было нельзя. Подпалубное пространство было выделено для машинного отделения и котельных. А на палубе главное место в центре занимала поворотная оружейная башня. Она состояла из двух 280-миллиметровых нарезных орудий. Наводка и выстрелы из пушек могли осуществляться не одновременно. А в движение «поповка» приводилась шестью мощными винтами. Однако, несмотря на передовые технологии и мощное оснащение, было построено лишь два круглых броненосца — «Новгород» и «Киев». Что же случилось?
Недоработки «поповок»
При первом же испытании броненосца «Новгород» были выявлены существенные недостатки. В частности, скорость, несмотря на мощные паровые двигатели, составляла всего 6 узлов. А для того, чтобы достичь этой скорости, уходило целых две тонны угля в час. При этом даже небольшие волны негативно сказывались на состоянии корабля. Вода, захлёстывая палубу, просачивалась в подпалубные помещения. Сам адмирал Попов заявил, что эти недоработки его круглого судна можно быстро исправить. Так «Новгород» оказался на севастопольских верфях. Вскоре компанию ему составил второй круглый корабль черноморского флота — «Киев», названый позднее «Вице-адмирал Попов».
Но даже существенные недостатки, выявленные после испытаний, не помешали «поповкам» быть использованными для обороны берега Чёрного моря в 1877. В активные бои они не вступали. Лишь единожды из их орудий выстрелили по турецким кораблям, заплывшим в российские воды. Причиной такой пассивности послужила низкая скорость круглых броненосцев Попова. Они не могли догнать вражеские корабли, но зато успешно прикрывали береговые силы.
Вплоть до начала XX века круглые корабли Попова несли свою вахту в Чёрном море. Но в 1903 году их вычеркнули из реестра военного морского флота, а в 1911 продали на металлолом.
Читайте также: Царь-танк — шедевральное изобретение капитана Лебеденко