Общество скопцов в царской России: секта, имевшая огромное влияние на политику в стране
Секта скопцов возникла в России в XVIII веке, и в неё оказались втянуты тысячи мужчин и женщин. Скопцы вполне успешно втирались в доверие к власть имущим и навязывали им свои убеждения. Их поддерживали многие: от именитых купцов до самого императора Александра I.
Фактрум рассказывает читателю историю возникновения и развития общины скопцов — одной из самых зловещих сект царской России.
Как появилась секта скопцов
Основателем секты принято считать Кондратия Селиванова — беглого крепостного. В середине XVIII века он сбежал из секты хлыстов, отличающейся повышенной нравственностью, и решил основать свою собственную общину. В основу нового учения легла мысль, что спасти свою душу можно только если побороть свою похоть путём оскопления. Кроме этого, последователи скопчества не употребляли в пищу мясо и алкоголь, не ходили на праздники, не курили и не матерились. А ещё скопцы верили, что когда их станет 144 000 человек, то на земле случится страшный суд, после которого выживут только они.
Внешне в общинах скопцов царило равенство между всеми участниками. Но на деле во главе общины — «корабля» — стоял «кормчий», наделённый определённой властью. Поскольку мужчины, состоящие в секте, не могли иметь детей, то число участников увеличивалось извне. Для этого старшие мужчины могли собственноручно оскопить своих младших родственников или соблазнить их деньгами. Завлекали в секту людей и при помощи пропаганды нравственной и телесной чистоты, эффективно действующей среди молодых людей. Для увеличения числа сектантов выкупались крепостные или наоборот, людям давали денег, а они взамен соглашались на оскопление.
В ночь перед православными праздниками скопцы отправлялись на радения. Там они пели «распевцы» и танцевали. Пляскам скопцы предавались до полного истощения, что доставляло им особое наслаждение. Оргии секты скопцов тоже имели место быть, но проходили они реже, чем радения.
Каким образом проходил обряд оскопления
Соглашаясь вступить в секту, юноши обязаны были пройти особый ритуал. Им ампутировали яички вместе с небольшой частью мошонки, а после рану прижигали раскалённым железом. Из-за этого на месте гениталий образовывался шрам в форме подковы. Этот ритуал был первым этапом и назывался «огненным крещением».
Вторая часть обряда оскопления называлась «царской печатью». В его ходе мужчин лишали полового члена, а на теле прибавлялся ещё один страшный рубец. В некоторых случаях сектанты проходили ещё два обряда получения третьей и четвёртой печати. Им удаляли соски и вырезали на боку треугольник, символизирующий рану Христа, полученную от копья. Подвергались обряду оскопления и женщины, состоящие в общине. Их лишали молочных желёз, а также отрезали наружные половые губы.
Влияние скопцов на власть в России
Основатель секты Кондратий Селиванов был вхож в модные дома Санкт-Петербурга и успешно выступал там со своими проповедями о чистоте души. К нему прислушивались придворные министры, и даже ходили слухи, что сам Александр I спрашивал совета у Селиванова.
Пропагандистская деятельность скопцов был очень сильна. С каждым годом в неё вступало всё больше и больше представителей знати, добровольно соглашавшихся оскопить себя. А в 1816 году для Кондратия Селиванова и вовсе был построен дворец, где проходили ритуалы секты и радения.
Последователи секты скопцов, вхожие в высшее общество, неоднократно предлагали, чтобы к каждому чиновнику был прикреплён наставник-скопец. Многие дворяне были должниками скопцов (те охотно выдавали деньги под больше проценты) и всячески стремились помогать им.
Во время правления Николая I секта скопцов достигла своего расцвета. Руководители занимались финансовыми и торговыми делами, а также ростовщичеством. Они активно скупали земли и строили на них предприятия. Но с приходом к власти большевиков всё изменилось, скопцов отловили и направили в трудовые лагеря. К 1934 году представителей секты осталось так мало, что фактически она перестала существовать. Секта скопцов в наше время едва ли насчитывает пары десятков человек, да и те называют себя духовными скопцами. Обряду физического оскопления они не подвергались.