Россия 15.10.2018  

Кто был прототипом главной героини «Мастера и Маргариты» Булгакова?

Образы Мастера и Маргариты в одноимённом романе Булгакова вдохновлены реальными людьми. И если в Мастере, по мнению большинства исследователей, можно легко узнать самого писателя, то с кого была списана Маргарита?

Фактрум рассказывает о том, кем была последняя муза великого писателя.

Михаил Булгаков

За свою жизнь Михаил Булгаков был трижды женат. Его первый брак, который, казалось, прошёл огонь, воду и морфиновую зависимость, распался. Вторую женитьбу ожидала та же судьба. Но с третьей супругой, своей самой большой любовью, Булгаков прожил до последней минуты жизни, которая оборвалась в 1940 году.

Её звали Елена Шиловская, и на момент знакомства с писателем она была в счастливом браке с советским генералом. Встреча Мастера и Маргариты была абсолютной случайностью — на празднование Масленицы в доме их общих друзей они оба не хотели идти. Но всё-таки какое-то мистическое чутьё подтолкнуло их к друг к другу: они познакомились, Булгаков помог Елене завязать шнурок на рукаве и понял, что покорён её мрачным ведьмовским очарованием. Писатель потом шутил, что именно в тот момент будущая жена и «привязала» его к себе навеки.

Елена Шиловская

Роман развивался стремительно: Булгаков хотел проводить всё время вместе со своей новой любовью. Они виделись каждый день подолгу: катание на лыжах, генеральные репетиции спектаклей, поход в актёрский клуб, где Булгаков играл на бильярде с Владимиром Маяковским… Это продолжалось до тех пор, пока Елена не взмолилась, желая хотя бы немного времени, чтобы выспаться и привести мысли в порядок. Но писатель не дал ей и этого — пришёл к ней лунной зимней ночью, отвёл на Патриаршие пруды и сказал, указав на одну из скамеек: «Здесь они увидели его в первый раз».

Само собой, муж Елены, военный в высоких чинах, рассвирепел, узнав о том, что его жена проводит время с писателем. Состоялся неприятный разговор, и Елена, из боязни за судьбу своего любимого, была вынуждена оборвать общение с Булгаковым. Долгие двадцать месяцев они провели друг без друга, не переписываясь, не созваниваясь и не встречаясь.

Владимир Немирович-Данченко

Замешана ли в этом мистика или нет, но время без Шиловской стало очень тяжёлым для Михаила Афанасьевича. Его громили в газетах, спектакли исключали из репертуара театров, отовсюду наваливалось отчаяние и смятение. Не помогало продвижению карьеры даже знакомство с Немировичем-Данченко — знаменитый режиссёр был бессилен хоть как-то помочь развитию творческого пути писателя.

Однако в то безрадостное время Булгаков на удивление легко писал. Замысел романа о дьяволе обрастал новыми подробностями, но ему пока не хватало чего-то особенного, какой-то объединяющей идеи, «хребта», вокруг которого был бы закручен сюжет. И когда спустя долгие месяцы разлуки писатель вновь встретил свою возлюбленную, то понял, чего именно ему недоставало. Так основной идеей романа стала любовь.

С момента их повторной встречи всё в жизни писателя начинает налаживаться. Разрыв Елены с мужем прошёл на удивление спокойно и безболезненно, вторая жена Булгакова также оставила Михаила Афанасьевича без ссор и драм. Травля в газетах прекратилась, спектакли снова стали показывать в театрах.

Счастливая пара узаконила отношения. Вдохновленный писатель работал, не покладая рук, перенося на бумагу характер своей любимой «ведьмы», превращая её в Маргариту. Елена Шиловская, в свою очередь, помогала мужу со скучными бюрократическими делами: подписывала договоры, ходила в издательства, вела деловую переписку.

Их мирный брак продлился восемь лет и оборвался смертью Мастера. Булгаков умирал на руках своей Маргариты, часто бредил, называя себя то Пилатом, то Иешуа, путал роман с реальностью и просил жену показать ему ту самую шапочку из романа «с любовно вышитой буквой М».

Константин Симонов

Но даже смерть писателя не смогла разрушить их любовь. Долгие тридцать лет Елена Булгакова продолжала добиваться публикации трудов своего покойного мужа, сохраняла архив с письмами и документами. Издание «Мастера и Маргариты» стало для неё делом всей жизни. Однажды она даже напросилась в гости к Константину Симонову, который в то время возглавлял комиссию по литературному наследию Булгакова, и подбросила рукопись в чемодан поэта, собиравшегося в заграничную поездку. Это в конечном счёте и решило судьбу романа.
Этот поступок подтверждает явное сходство характеров книжной Маргариты и её реального прототипа — Елены Шиловской.

Еще: