Почему мы говорим «чур меня»
Есть такая примета, что уши начинают «гореть», если человека кто-то вспоминает. И чтобы избавиться от этого ощущения, нужно трижды произнести «чур меня».
Слова «чур, моё» можно услышать и от детей, хотящих выбрать какую-то одну игрушку из нескольких. Но кто такой «чур» и почему к нему обращаются в самых разных ситуациях?
Кто такой бог Чур
В мифологии древних славян бог Чур был охранником границ. По легенде он являлся внуком бога Сварога, создавшего землю. После создания земли бог Чур явился людям, чтобы поделить её между ними. А те, завидев его, стали указывать на понравившиеся наделы и кричать: «Чур, мне!», «Чур, это моё!» А как земли были распределены, Чур повелел огородить границы деревянными столбами. Их нельзя было сдвинуть с места. В дальнейшем на границах своей земли славяне стали устанавливать идолы бога Чура. Он не только защищал землю от посягательств других людей, но и от нападок нечистой силы.
Грозный деревянный идол бога границы не давал преступить её злым духам. Иногда уменьшенную копию кумира устанавливали для защиты и в доме. Она не давала навести порчу или проклятие на обитателей дома. Оберег Чур располагался на самом видном месте в доме, чтобы обидчики не могли ничего сделать. А чтобы заслужить расположение бога, к его пограничному идолу приносили дары. Чаще всего это были каша и молоко, но некоторые оставляли и мёд, и свежий хлеб, и зерно.
Чур — дух предков
Некоторые славянские племена чурами или щурами называли духов предков. Отсюда, кстати, и произошло слово «пращур» — предок. Функция щуров была сродни работе бога границы Чура. Чурбаны или чурки — деревянные фигурки, олицетворявшие предка рода, также защищали от нечистой силы. Чтобы призвать такой дух на помощь, кричали: «Чур меня!»
Таким образом вокруг крикнувшего магические слова человека устанавливался обережный круг. Считалось, что его границы не может переступить нечисть, например, леший. Такой защитой предков часто пользовались путешественники и охотники. Заблудившись, они выворачивали кафтан наизнанку и говорили: «Чур того, полно!» Таким образом они разрушали чары лешего.
Часто чуров призывали и во время гаданий. Например, девицы гадали на суженого на перекрёстке дорог. Они очерчивали круг, а потом по очереди ложились на землю, прислоняя к ней ухо, и говорили: «Чур на меня». После этого гадающая слышала какой-нибудь звук. Если он сулил плохое будущее, то девица быстро выходила из круга и говорила: «Чур меня!» Так она призывала на защиту пращуров. Этот фразеологизм древних славян укрепился и в современной русской речи.
Как чур внедрился в различные слова и фразеологизмы
Сегодня часто можно услышать, как дети кричат: «Чур, это моё!» — если видят какую-то симпатичную вещицу. Раньше так обозначали право владения чем-то. Если человек произносил заветные слова, то вещь становилась неприкосновенной для других. А выражение «чур, не меня» ребятня использует, если не хочет, чтобы их поймали, например, во время игры в догонялки. Также и в прошлом наши предки использовали это выражение, чтобы их обошла стороной нечистая сила.
В этом же значении использовался раньше глагол «чураться», то есть ограждать себя словом «чур». Сегодня этот глагол немного изменил своё значение. Он употребляется, если человек не хочет или не любит что-то делать, то есть чурается работы. А ещё с богом границы Чуром связано наречие «чересчур». В древности оно означало непозволительное действие — переход через деревянного чура. А сегодня это слово обозначает излишек чего-либо.
Как видно, выражения древних славян, связанные с богом Чуром или чуром-предком, в наши дни несколько изменили своё значение. Но мы всё равно по старой памяти предков вскрикиваем: «Чур меня!» — если пугаемся чего-то. Или шутливо грозим кому-то: «Чур, давай не обманывай», — как бы призывая в свидетели высшие силы.
Читайте также: «Честь имею» и «зарубить на носу» — история изменивших смысл выражений