Из Иркутска — в Лос-Анджелес: построят ли тоннель под Беринговым проливом?
Из России в Америку — за 20 минут. Ни на самолёте или корабле, а на поезде. Железнодорожные пути планируют проложить под Беринговым проливом. Не только под толщей воды, но и под 30 метрами грунта.
Реализация смелого проекта не просто объединит страны. Откроется новая торговая артерия. Американские специалисты уже называют её не иначе как «Новый шёлковый путь».
Идея XIX века
Впервые речь об объединении континентов зашла в 1890 году. Американцы предложили пустить железнодорожные паромы. Огромные судна перевозили бы вагоны из России в Америку. Идея пришлась по вкусу отечественным промышленникам. Однако император не поддержал проект.
В XX веке разговоры о тоннеле то возобновлялись, то затухали. После революции Ленин подписал указ о строительстве новых железных дорог. Первые регионы в очереди — Север и Дальний Восток. Транспортное сообщение должно было помочь освоению природных ресурсов. Указ отлично вписывался в проект тоннеля под проливом.
Построенную Трансполярную магистраль и Берингов пролив отделяли тысячи километров. Железнодорожные пути заканчивались в Анадыре. Магистраль нельзя назвать успешной. Через несколько лет после открытия её забросили.
«Энергетический мост»
В 1960 году американцы предложили новый проект. Предполагалось соединить континенты транспортно и энергетически. Под толщей воды и грунта инженеры предложили провести линию электропередачи. Такой «энергетический мост» экономил бы России и США около 20 миллионов долларов ежегодно.
В течение 50 лет дальше разговоров дело не заходило. О проекте вспоминали, а потом снова откладывали в долгий ящик — слишком много денег требовалось. Извержение норвежского вулкана в 2010 году возродило интерес к идее.
Облако пепла, вырвавшееся из жерла, спровоцировало авиаколлапс. Из Северной Европы в Северную Америку не летали самолёты. Тогда о тоннеле заговорили как о перспективной альтернативе. Но альтернативе безумно дорогой.
Подводный тоннель и поезда на магнитных подушках
Тоннель под Беринговым проливом — лишь часть огромного проекта. Для того, чтобы он заработал, нужны железные дороги. В Северной Америке планируется построить три тысячи километров путей. В Азии, в том числе в России, — почти четыре тысячи. И это только дороги для обычных поездов. Длина пути для высокоскоростных поездов составит более 10 тысяч километров. Ещё семь тысяч километров потребуется для соединения Чукотки с Берлином через Москву. Получается невероятно длинная железная дорога.
Сам тоннель будет включать в себя три параллельные ветки. Две — для движения поездов в разные стороны. Посередине предполагается выкопать технологический тоннель. Интересно, что транспортные ветки будут двухэтажными. Снизу пойдут обычные поезда, сверху — скоростные.
Для высокоскоростных веток предлагают использовать поезда на магнитной подушке. Такие составы смогут развивать скорость до 480 километров в час. В результате путешествие из России в Америку займёт не более 20 минут.
Сколько стоит тоннель между Россией и США?
Цена тоннеля — главная проблема. Общая стоимость проекта составляет 1,3 триллиона долларов (при пересчёте на русские рубли получается почти восемь квадриллионов). Сам тоннель стоит около 250 миллиардов долларов. Всё остальное — железнодорожные пути.
Снизить космическую стоимость проекта планируют за счёт использования базальтовых пород. Дно Берингова моря и грунт под ним состоит из ценного минерального гравия. Добытые породы можно пустить на укрепление стен тоннеля.
Дорога пройдёт под знаменитым островом Крузенштерна. Инженеры предлагают сделать лифт и наземную остановку. На поверхности возвести отель. Деньги туристов существенно увеличат окупаемость проекта.
Читайте также: Атлантропа — объединение Европы и Африки в одно государство