Царь-танк — оружие, которое пугало своим видом
В 1915 году на стол императору лёг удивительный проект. Некий инженер Лебеденко предлагал создать монстра. По предварительным расчётам в длину орудие достигало 18 метров. А внутри должно было стоять два авиационных двигателя.
Танк построили, и вид у него был впечатляющий. Через пятьдесят лет Джорж Лукас создал на основе чертежей
Гигантский танк Лебеденко
Осенью 1915 года Николай II получил странное письмо. Инженер по имени Лебеденко уверял императора, что изобрёл
Лебеденко прибыл не с пустыми руками. В дар Николаю II он привёз маленький прототип своего изобретения. «Игрушка» представляла собой трёхколёсную тележку, в которую был встроен пружинный двигатель. Модель отлично передвигалась по ковру, преодолевая и объезжая препятствия. Само собой, император пришёл в восторг от наглядной демонстрации. В результате Николай II одобрил проект и высоко оценил идею конструктора. Лебеденко получил разрешение на строительство боевого монстра длиной почти в 20 метров. При этом Николай упомянул, что лично будет следить за ходом строительства. На реализацию проекта щедрый государь дал инженеру 210 тысяч рублей из собственного кармана.
Боевая машина получила название
«Нетопырь». Дело в том, что ещё во время
Лебеденко признававался, что идею «подсмотрел» в Средней Азии.
Чем на самом деле был самый большой танк в мире?
После завершения строительства «Нетопырь» поражал размерами. Высота монстра равнялась трёхэтажному дому. Кроме того, весила машина почти 60 тонн. Внешне танк больше напоминал огромный лафет: станок для артиллерийских пушек. На платформе между колёсами покоились две башенки с пулемётами. По уверению конструкторов, такая громадина, несмотря на свой вес, могла на шоссе разгоняться до 17 километров в час. Для сравнения: максимальная скорость автомобиля в то время едва достигала 60 километров в час. А здесь речь шла о шестидесятитонном гиганте.
Внутри «Нетопыря» билось необычное «сердце». Русский танк подпитывали два немецких мотора «Майбах», которые были добыты в ходе сражений. При этом каждый двигатель имел мощность 240 лошадиных сил. «Майбахи» сняли с подбитого дирижабля. Ни одна машина в мире в начале XX века не имела такой мощности. И именно такая мощность требовалась для того, чтобы колёса «Нетопыря» ломали деревья, как спички.
После того, как строительство было закончено, на машине попытались выехать из леса. Как только танк съехал с бревенчатого настила, начались проблемы. Задний каток угодил в мягкий грунт и намертво застрял. Как вытащить шестидесятитонного монстра из земли? Оказалось, что сделать это невозможно. Мало того,
Печальная судьба Царь-танка
Без модернизации у гиганта не было шансов. Всё же «Нетопырь» неоднократно отчаянно пытались вытащить. Два года после завершения строительства огромная дорогая машина охранялась военными. Однако потом власти прикинули, сколько средств тратится на содержание машины. Конвои убрали. Величественная конструкция осталась в лесу в полном одиночестве. В итоге заброшенный и забытый танк ещё шесть лет простоял без движения. Затем громадину просто разобрали на металлолом. Для конструкторов это был сильный удар по репутации. Но, если говорить честно,
И дело не только в проходимости. Колёса машины — огромные окружности, соединенные с ходовой частью спицами. Теоретически одного заряда шрапнели было бы достаточно, чтобы переломать эти спицы и обездвижить машину. В случае, если снаряд разбивал ступицу, танк вообще складывался, словно карточный домик. К тому же, колоссальные габариты «Нетопыря» превращали его в прекрасную мишень.
В машине не увидели изъянов, так как единых правил проектирования танков в начале XX века ещё не существовало. Деревянная модель с моторчиком резво ездила по полу в Зимнем Дворце. Поэтому никто не мог предположить, что у реального прототипа будут трудности. Вместе с тем, сторонники теории заговора отмечают, что
Читайте также: