Зачем на русских могилах размещают изображение усопшего?
Размещали портреты покойных на памятниках ещё до прихода советской власти, однако именно в десятилетия её правления этот обычай стал повсеместным. Именно поэтому до сих пор нет однозначного мнения на этот счёт даже у православной церкви.
Одни священники говорят, что данный акт — наследие большевиков, боровшихся с религией, а значит, противоречит церковным канонам. Другие считают, что в этой русской традиции не только нет ничего зазорного, а даже напротив — фотографии помогают сохранять память и молиться живым за души усопших.
Традиция надгробного фото
После революции и повсеместной борьбы большевиков с любыми проявлениями религиозности на могилах усопших перестали воздвигать традиционные со времён крещения Руси кресты. Вместо них появились столбики с фотографиями упокоенных. А после Великой Отечественной войны — стелы-надгробия со звездой и фотографиями. И хотя в восточноевропейской православной традиции с давних времен было принято устанавливать на могиле крест с иконкой, которая увековечивала душу умершего, а также фотографией в овальном медальоне, изображения на памятниках в России действительно стали традиционными только в период СССР.
Именно в силу давней неприязни некоторые православные священники и сегодня не рекомендуют родным ушедшего человека размещать его фото на кресте или надгробии. Хотя в действительности каноны РПЦ не запрещают таких изображений. Главное, как говорит церковь, чтобы навещающие могилу обращали свои молитвы Богу и за души усопших, а не конкретному предмету — в данном случае фотографии.
Портрет на могиле по аналогии с изображением в семейном альбоме — это вполне безобидное напоминание живым о покинувшем их близком человеке, воскрешение его образа в мыслях тех, кто навещает место захоронения. Поэтому церковь не видит ничего крамольного и в том, что на некоторых надгробиях родственники размещают фото улыбающегося, смеющегося человека. Этот образ — тот, каким запомнили умершего его родные. Памятник и изображения на нём — это всего лишь способ увековечить память о близком человеке.
Каким должен быть памятник на могиле
Согласно церковным канонам, если родственники вместо креста размещают памятник, то на нём в верхней его части обязательно должно быть изображение креста. Если планируется разместить изображения святых угодников, то это нужно делать под крестом, а уже сама фотография или другое изображение покойного, а также все памятные надписи — ещё ниже. При этом изображения святых могут располагаться как с лицевой, так и с тыльной стороны памятника, или с обеих сторон сразу.
Существует мнение, что церковные каноны не предписывают ставить на могиле усопшего православного памятник вместо креста до года после смерти. Однако на самом деле традиция ставить памятник на могиле только после годовщины трактуется не церковными правилами, а, скорее, объективными причинами установки. Дело в том, что сразу после захоронения грунт на могиле ещё не полностью осел, и поэтому несвоевременно поставленный тяжёлый камень может покоситься. Если же грунт достаточно уплотнился, то памятник можно ставить в любое время и не ждать истечения года.
Нередки случаи, когда люди ещё при жизни сами готовят себе и гроб, и надгробие, выбирают фото и надпись, которую хотели бы разместить на своём памятнике. Церковь спокойно относится и к таким поступкам. Так делали и многие святые — как памятование о физической смерти, о котором не должен забывать ни один христианин, тем более в преклонном возрасте.
Один из самых распространённых споров касается у русских людей и того, можно ли хранить дома фотографии с похорон и покойных родственников в гробу. Здесь церковь также отдаёт решение вопроса на усмотрение каждому человеку индивидуально. Никакого магизма, а значит, и опасности в таких изображениях нет. Однако странность обычая и довольно-таки распространённая в СССР традиция делать фотографии на похоронах не может не удивлять. Почему же так повелось?
Зачем в СССР делали фото похорон
На самом деле, традиция возникла ещё до прихода советской власти. Того же Петра I после смерти написали двое портретистов. Был даже обычай размещать на стенах в домах фото российских императоров в гробах — например, Александра II. А в начале двадцатого столетия перед киносеансами демонстрировали документальные кадры с похорон знаменитых людей: государственного деятеля и реформатора Петра Столыпина, историка Василия Ключевского и других.
Традиция съёмок похорон, к недоумению и ужасу детей XXI века, сохранялась вплоть до девяностых годов XX века. В период гражданской войны фото убитых героев помещались в газетах и в специальных тематических фотоальбомах, посвященных истории революции. Затем снимать стали и простых людей, и обычай превратился в массовый. Особенно распространённым стал этот жанр в 70-80 годы — просто потому, что советскому человеку стали доступны полуавтоматические фотоаппараты. При этом, в отличие от Европы, в России никогда не было принято и считалось крайне неуместным фотографировать умерших людей с открытыми глазами, в «живых» позах и богатых нарядах «на выход».
Со временем выработались шаблоны похоронных фото: крупный план с лицом почившего и общий план с родными и близкими у гроба. Такие изображения были самыми распространёнными в XX веке и хранились в альбомах каждой советской семьи. При этом, если в начале века родственники покойного позировали, глядя в объектив, то позднее постановочные фото с похорон стали делать таким образом, чтобы провожающие смотрели на покойного, демонстрируя дань уважения. Не было принято фотографировать в моменты крайнего горя — рыдания и истерики близких. Живые люди на похоронных фото выглядели спокойно и крайне серьёзно.
Церковь к таким фото относилась и относится спокойно, этот обычай не считается противоречием христианским канонам.
Ответить однозначно на вопрос, зачем это делали люди, сложно. Мотивов было много. Это и привычка соблюдения старых традиций, и желание запомнить, кто из родственников был на похоронах (дальние родственники зачастую собирались вместе только по такому печальному поводу), и попросту констатация самого факта смерти конкретного родственника. Фиксировали это событие так же, как и рождение, крещение, первый звонок в школе или свадьбу — основные памятные вехи в истории отдельно взятого человека. Смерть в конце пути ждёт каждого, и наши предки не видели в фотосъёмке прощания с человеком ничего сакрального. Кроме того, они заботились о том, чтобы показать потомкам, что похороны были проведены по всем канонам и с надлежащими почестями.
Сегодня эта традиция забывается, близкие не только не фотографируют больше умерших, но и избавляются от старых фотоснимков с похорон своих предков. Современный человек избегает упоминаний о смерти, страшится видеть мёртвыми близких. Традицию хранят только люди в возрасте, считая, что смерть нужно видеть, помнить о ней и готовить к этому событию свою душу.
Читайте также: Кресты-голубцы: позабытая похоронная традиция славян
- Почему на средневековых картинах младенцы выглядят как уродливые старики
- Скопческая ересь в Российской Империи и СССР. Кто такие скопцы?
- Почему Григорию Грабовому, называвшему себя «новым Иисусом Христом», верили люди?
- Как мёртвый Папа Римский Формоз под трибунал попал
- «Торжественная анафема»: за что Льва Толстого отлучили от церкви