Во время Второй мировой войны огромное количество грузов, предназначенных для военных целей, было сброшено на острова Юго-Восточной Азии, что очень сильно сказалось на жизни коренных племён. Консервы, одежда, оружие, палатки и другие вещи в огромных количествах оказались в руках туземцев, служивших проводниками у военных. Когда война закончилась, груз («карго») перестал прибывать.
Островитяне посчитали, что западные товары были созданы духами их предков и предназначены для них, а белые люди нечестным путём завладели этими предметами. Желая вновь получить «подарок с небес», жители островов стали имитировать действия солдат. Сидя на построенных из дерева «вышках», с установленными на них бамбуковыми «антеннами», они прикладывали половинки кокосов к ушам, изображая диспетчера в наушниках.
Туземцы возводили деревянные самолёты в натуральную величину, а рядом строили взлётно-посадочные полосы из дерева и зажигали факелы по периметру, чтобы их подсветить. Через некоторое время они забросили верования, существовавшие до войны, полностью переключившись на поклонение самолётам и аэродромам.
Термин «карго-культ» получил широкую известность после речи физика Ричарда Фейнмана, в которой он сравнивал самолётопоклонников с некоторыми учёными (в основном, психологами). В настоящее время большинство культов карго исчезли. Однако культ американского солдата Джона Фрума и культ поклонения принцу Филиппу живы до сих пор.