Общество 16.02.2015  

Каково это — жить с роботом-слугой, и хотим ли мы такой жизни?

Появление в рекламных изданиях Jibo, «первого в мире семейного робота», произвело эффект разорвавшейся бомбы. Во мгновение ока предварительные заказы превысили $1,8 млн. и окупили первоначальный сбор средств на разработку в размере $ 100 тыс.

Но можем ли мы впустить слугу-робота в нашу жизнь?

Современный дизайн, белый корпус и круглое «лицо» — Jibo выглядит совершенно очаровательным, когда делает то, что он делает лучше всего: сортирует семейные фотографии, читает сказки с вашими детьми, заказывает вам пиццу, или просто болтает для вашего развлечения, и при этом он очень вежлив и приветлив. На первый взгляд всё очень круто, но так ли это на самом деле? Jibo представляет собой принципиальную экзистенциальную проблему: каково это — жить с роботом-слугой и хотим ли мы такой жизни?

Jibo

Будет ли робот-слуга исполнять свои обязанности хуже людей?

Роботы-слуги обещают сделать нашу жизнь лучше, освобождая наше время и делая за нас тяжелую работу, но, по иронии судьбы, они могут в конечном итоге ухудшить качество нашей жизни.

Отчасти, в Jibo нас привлекает то, что он позволяет нам перестать думать. Это, в долгосрочной перспективе, может глубоко повлиять на то, кто мы есть

Нет никакой проблемы, когда робот выполняет за нас неблагодарную тяжелую работу, которую мы все ненавидим. Возьмите знакомые устройства, такие как стиральные машины и пылесосы: большинство из нас сильно бы обрадовалось, если бы имело полностью автоматизированного робота-уборщика. Кроме того, мы не беспокоимся о перекладывании ответственности за ту деятельность, которую должны выполнять сами, когда, скажем, обращаемся к Siri за информацией о погоде или диктуем сообщения. Мы хотим получить от Siri максимальную выгоду и даже задаем ей дурацкие или прикольные вопросы, чтобы она развеяла нашу скуку.

Однако всё становится сложнее, когда роботы выходят за рамки базовых умений, обыденного повседневного труда и становятся объектами для переноса на них наших интимных переживаний и функции. Отчасти, в Jibo нас привлекает то, что он позволяет нам перестать думать. Это, в долгосрочной перспективе, может глубоко повлиять на то, кто мы есть. Вопрос касается интеллектуальных технологий, особенностей, которые появились в последнее время и стали важным элементом во всех видах цифровых технологий.

В рекламном ролике Jibo не просто изображается как педагог и артист; Jibo является вторым мозгом человека. Придя домой после изнурительного дня, «Эрик», бизнесмен, обращается к своему роботу-помощнику и говорит: «Можешь заказать мне еды?», Jibo отвечает: «Конечно. Китайскую, как обычно?»

Что будет с нашей потребностью к творчеству и с нашей волей, когда гаджеты начнут думать за нас и превентивно удовлетворять наши желания?

В настоящее время это не кажется такой уж большой проблемой. «Эрик» или любой другой пользователь всегда могут отклонить предложение робота: «Прости, Jibo, но я предпочту пиццу». Но все становится сложнее, если мы отвлечемся от конкретных примеров и рассмотрим механизм принятия решений в свете распространённых моделей. Конечно, Jibo — не единственный помощник, угадывающий желания, у нас же есть «умные дома», подключённые к интернету, и всё такое.

С точки зрения потребителей, которые хотят свести к минимуму свои повседневные усилия, помощь умного дома, как и услуги робота, конечно, прогресс и большой шаг вперёд. Но выдающийся техно-философ Альберт Боргманн призывает нас обратить внимание на то, как это отразится на нашей способности к аргументации. Сможем ли мы впоследствии задавать себе вопросы вида «Чего я действительно хочу, и почему мне это надо?»

В этом ключе рассмотрим действия Apple, создателя Siri. Стремясь произвести наибольшее впечатление на рынке технологических предсказаний и обойти на нём Google с его Google Now, Apple подняла шум презентацией QuickType, новой «фишкой» её операционной системы iOS8. Компания утверждает, что QuickType настолько эффективна, что позволяет «предсказывать то, что Вы собираетесь сказать», таким образом позволяя вам «написать все фразы несколькими сигналами». Мало того, технология принимает во внимание ваш стиль изложения и словарный запас.

Неудивительно, что многие пользователи полюбили эту функцию. В конце концов, мы можем общаться быстрее с меньшими усилиями. Но учитывая силу инерции, я беспокоюсь о том, что мы склонны полагаться подобные технологии даже если порой они кажутся избыточными. Мы воспринимаем эти технологии достаточно благосклонно, не учитывая тот фактор, что их постоянное использование делает нас предсказуемыми.

Мы привыкли расценивать потенциальную опасность роботов как конкурентов за человеческие рабочие места или как безжалостных военных механизмов. По понятным причинам, это гораздо проще, чем скептически отнестись к «безвредным» роботам-слугам, выполняющим ту работу, которая никому из нас не нравится: домашнюю рутину. Но по мере того, как технологические помощники становятся всё более мощными и интеллектуальными, мы должны помнить, что в постоянной помощи обычно нуждаются только те, кто не в состоянии помочь себе сам.

Еще: