Общество 24.07.2019  

Как подготовить ребенка к реальной жизни с помощью виртуальной

Что происходит с психикой ребенка при неконтролируемом просмотре телепрограмм и как уберечь ее от негативного воздействия сомнительного контента, рассказывает педагог и психотерапевт, амбассадор компании «МУЛЬТиКУБИК», выпускающей первое устройство-помощник для современных родителей CINEMOOD, Наталья Полетаева.

Психологи знают: ребенок, привыкший жить только в виртуальном мире, беспомощен в реальной жизни. Это в мультиках и компьютерных играх все просто и легко, а тут все по-настоящему, сложно и больно. Чтобы справляться с реальными проблемами, нужен опыт живых отношений, а откуда их взять ребенку, который общается только с экраном, компьютерным или телевизионным. Как быть родителям? Превратить противника в союзника — отфильтровать поток виртуальной информации, оставив только полезную и нужную. Чтобы дети не просто смотрели мультики, а готовились к взрослой, реальной жизни.

Не больше двух часов в день, в остальное время — интересная жизнь

Если ребенок проводит перед экраном два-три часа в день — это еще не беда. Плохо, когда он сидит перед ним весь день и просмотр переходит еще и на ночь. Если это происходит регулярно, начинаются опасные процессы: у ребенка ухудшается зрение, портится осанка, начинается ожирение. Появляются и другие симптомы: ребенок отвечает на вопросы не сразу или очень коротко: «Отстань, потом, дай посмотреть». Это признак того, что ваш малыш уже «там», в виртуальном мире и пора бить тревогу. Предлагайте ему в авральном режиме другие активности, причем максимально разнообразные. Если спорт, то не только картинг, но и коньки, велосипед, лыжи и так далее. Нужно иметь перед глазами список всего интересного, что есть в вашем городе, и составить план: на этой неделе скалодром, на следующей — батуты, затем музей, кино, прогулка в парке. Мы сами должны разнообразить жизнь наших детей настолько, чтобы им стало интересно жить. Ведь экран приводит именно к потере интереса к жизни.

Только «правильный» контент

В игре все просто и легко: умер — ожил, ударили — не больно. В запасе всегда есть новое здоровье, новая жизнь. И если ребенок или подросток погрузится в такой вымышленный мир, у него возникнет конфликт с настоящим. Ему трудно будет находить в нем свое место и общаться с живыми людьми — другом или учителем. В нарушении режима дня как мы говорили выше, выход, — не в запрете, а в альтернативе. Здесь точно также — контролируемый и отобранный взрослыми «правильный» контент может заменить игры, перерастающие в зависимость. Сделать такой отбор, безопасный для детей позволяют специальные гаджеты. Это, кстати, мощное оружие, которое еще и поможет скорректировать провалы в образовании или развитии. Методика динамической психотерапии, например, прямо рекомендует фильмы, просмотр которых поможет человеку «прокачать» те или иные проблемные сферы жизни.

Лучшая психотерапия — семейный просмотр

Человеку для счастья нужно ощущать гармонию одновременно в четырех сферах — семье, духовном мире, здоровье, социуме. Если все хорошо в семье, в духовной жизни и со здоровьем, но нет успехов в школе, спорте, на работе, тогда психолог может порекомендовать совместный просмотр фильмов, которые включают в нем режим эффективности, результативности, «режим героя». Взрослый начинает ассоциировать себя с супергероем из боевика, ребенок — подражать всесильному волшебнику из мультфильма. И это помогает им чего-то достичь в жизни.

Если ребенок робкий, не умеет знакомиться с другими детьми или не может достигнуть результата — способности явно есть, но он стесняется — «прописываем» фильм про достижения, приключения, коллективную деятельность, когда все вместе собрались и что-то такое сделали, чтобы всем стало хорошо. Если ваш малыш, наоборот, агрессивный, гиперактивный или у него другие проблемы с поведением, то показываем ему специально подобранные мультики, где царят мир, дружба и любовь.

Примеров психокоррекции с помощью фильмов или мультфильмов невероятное множество. Девочки часто страдают из-за несчастной любви. В голове у них крутится одна и та же мысль: «Он меня бросил». Находим созвучную песню и слушаем ее хоть 150 раз подряд, пока чувства в душе не притупятся и не исчезнут. Так же и с фильмами: смотрим фильм на тему, которая нас травмировала, 20 раз подряд, пока травма не уйдет.

Примерно то же самое происходит и с детскими страхами. Когда дети рассказывают друг другу страшные истории, смотрят «Кентервильское привидение» или другой страшный мультик, они изживают реальную боязнь чего-то, происходит вытеснение страха из психики ребенка. А если смотреть фильм, мультик или даже старый советский диафильм всей семьей и не на экране телевизора, а на стене или потолке в затемненной комнате через проектор, то психотерапевтический эффект усилится — вы станете друг другу еще чуточку ближе.

Еще: