«Эффекта 25-го кадра» не существует
В конце пятидесятых годов прошлого века мировое сообщество обсуждало очередную сенсацию: детройтский маркетолог Джеймс Вайкери заявил об успешном эксперименте по внедрению скрытой рекламы и воздействию на человеческое сознание.
В доказательство бизнесмен привёл отличные результаты демонстрации такой рекламы в кинотеатре. В течение одного лета зрителям показывали фильмы с незаметными на первый взгляд кадрами, побуждающими людей купить «Колу» и
Так возник устойчивый миф о «двадцать пятом кадре» и его влиянии на подсознание человека. В чём же его феномен и как он был развенчан?
Как возникло понятие «25 кадр»
Долгое время Джеймс Вайкери был совершенно обычным и ничем не примечательным рекламщиком в Детройте, США. Слава пришла к нему в 1957 году после публичного доклада о маркетинговом исследовании, проведённом им в кинотеатре в городке Форт Ли, штат Нью Джерси. Вайкери заявил, что вмонтировал в триллер «Пикник» двадцать пятым кадром картинки с текстом «Ешь
Доклад и «доказательства» эксперимента вызвали нешуточное волнение не только в среде обывателей, но и всего научного сообщества. Ведь такое открытие означало, что теперь людям можно внушать без их ведома практически любые идеи, вплоть до самых страшных. По сути, «25 кадр» — это новое психологическое оружие.
Однако Американская психологическая ассоциация тут же поставила под сомнения результаты исследования Джеймса Вайкери. И недаром. Объяснение очень простое: «инновационная» методика маркетолога базировалась на утверждении, что глаз человека способен различать не более 24 кадров в секунду, и один лишний кадр, внедрённый в этот же промежуток времени, становится тем самым «эффективным двадцать пятым». Но на самом деле на практике было давно доказано, что человек распознаёт больше 24 кадров в секунду. Поэтому ни двадцать пятый, ни двадцать шестой кадр не ускользнут из внимания любого человека, за исключением разве ну совсем уж не сосредоточенного или нетрезвого зрителя. Любое текстовое послание, если таковое присутствует, на этой скорости также считается. Учёные поставили на вид и ещё один факт: Вайкери заявлял, что длительность его скрытого «25 кадра» составляла одну трёхтысячную секунды, однако самая высокая частота кадра в секунду, которой удавалось добиться, — 60. Это в целом ставило под сомнение проведение эксперимента
Позорное разоблачение
Больше всего в подтверждении результатов опыта Джеймса Вайкери были заинтересованы владельцы рекламных агентств и
Американская психологическая ассоциация потребовала от Вайкери, успевшего тем временем оформить патент на свою методику, убедительных доказательств эксперимента. Исследователь этого сделать не смог. Тогда один из активистов
«Похудейте с помощью эффекта 25 кадра!»
Мошенник отреагировал на разоблачение предсказуемым образом: он сбежал, сняв все деньги со счетов. А это ни много ни мало 22,5 миллиона долларов — деньги от компаний, которые желали использовать новое «психологическое оружие», получившее патент. В 1962 году бывшего маркетолога поймали, и под нажимом он признался, что подделал результаты исследования. Вайкери попытался оправдаться тем, что подтасовал данные для получения патента. Его посадили, однако «открытый» им двадцать пятый кадр
В России, подверженной в девяностые годы различным мистификациям и «магическим» практикам, теория «25 кадра» стала особенно популярной. Законодатели отреагировали на это принятием пятой статьи в Федеральный закон «О рекламе». В нём говорилось о недопустимости «использования в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путём использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами».
«Эффект двадцать пятого кадра» исследовали затем ещё несколько лет различные учёные, однако гипотеза так и не получила подтверждения. Кстати, само понятие «25 кадр» более известно именно российской публике, на Западе эту технологию так не называют, а попросту говорят: «Скрытая реклама».
Читайте также: Машина на воде — неразгаданный трюк американского мошенника
- Нет такого понятия, как «мужской» и «женский» мозг
- Надевали ли средневековые мужья пояса верности на своих жён?
- Странные привычки советских граждан, которые удивляют современных детей
- Мы склонны доверять людям с детскими чертами лица, даже если они явно нечисты на руку
- Почему говорят, что «время истекло»?