Почему на старинных рисунках рыцари бьются с огромными улитками
На страницах средневековых манускриптов можно встретить самых разных чудовищ, с которыми сражаются отважные рыцари. Причём «монстры» эти не всегда так уж и страшны. Например, кто испугается единорога или зайца? А улитку?
Тем не менее найдено около 30 древних книг и манускриптов, где рыцари сражаются с
Когда улитки появились в старинных книгах
Кажется, привычка рисовать на полях книг появилась у людей едва ли не с момента появления книгопечатания. Так в XIII веке во Франции были особенно распространены рисунки на полях — маргиналии. Средневековые маргиналии, несмотря на маленькие размеры, отличались завидной детализацией и насыщенностью цветов. Неизвестные авторы чаще всего «марали» своими рисунками страницы псалтырей, бревиариев, часословов и поэтических сборников. При этом никакого отношения к тексту
Сцены сражения рыцарей с улитками на страницах книг начали появляться на севере Франции примерно в конце XIII века. Но гигантских улиток можно было встретить не только в манускриптах. Например, на фасаде лионского собора
На средневековых маргиналиях встречались улитки с собачьей или кошачьей головой, а ещё с головой оленя. Иногда их размер в несколько раз превышал размеры фигуры средневекового рыцаря. А иногда они были очень маленькими. Рисунки на полях чаще всего изображали сцену битвы с улиткой, грозно выставившей свои рожки на противника. А противником «страшного чудовища» были не только рыцари, но и прекрасные дамы, обезьяны, собаки, зайцы, бараны и драконы. В общем, дрались с улитками все, кому не лень. Что касается победы в этих боях, то на маргиналиях чаще встречался сюжет, когда рыцарь склоняется перед улиткой или отдаёт ей свой меч. Так что же, получается, что бесстрашные рыцари боялись
Улитка — символ трусости
На многих готических рисунках изображали рыцарей, с ужасом смотрящих на своих противников или склонившихся перед ними с просьбой о пощаде. Только вот противниками этими зачастую были не драконы или василиски, действительно вызывающие страх, а зайцы и улитки. По предположению некоторых исследователей, ещё с древних времён люди наделяли улиток мистическими свойствами. Однако поначалу улитка была символом осторожности и предусмотрительности и лишь много веков спустя стала ассоциироваться с трусостью.
Что делает улитка, если почует малейшую опасность для себя? Правильно, тут же спрячет своё хрупкое тело в надёжную раковину. Чем не проявление трусости? В таком ключе
Исследовательница предположила, что само изображение улитки является ничем иным, как аллегорией на рыцарские доспехи. Они различались по весу и способности защитить своего владельца от ранений. Так рыцари, одетые в лёгкую броню, боялись выходить против
Улитки-лангобарды
Та же самая Лилиан Рэндал выдвинула ещё одну любопытную теорию, почему средневековые рыцари на маргиналиях сражались с улитками. Согласно этой теории, улитки были олицетворением лангобардов — народа трусливого и чересчур жадного. Например, в 772 году лангобарды, или как их ещё называли ломабардцы, трусливо бежали с поля боя с армией Карла Великого. А ведь до этого момента лангобарды были известны как хорошие воины. В 773 году войска лангобардов потерпели ещё одно поражение от Карла Великого. Это окончательно закрепило за ними звание главных трусов Европы.
В сознании французов лангобарды олицетворяли всё, что противоречило рыцарству и рыцарскому кодексу. Им даже запрещали иметь собственные гербы. В средневековом французском эпосе ломбардцы упоминаются исключительно как невежи и грубияны, далёкие от рыцарства. Впрочем, и сами средневековые рыцари порой не блистали хорошим поведением, собираясь в настоящие разбойничьи шайки. Ко всему прочему во Франции лангобарды занимались ростовщичеством — выдавали деньги под залог вещей. Так что их можно назвать основателями первых ломбардов. Но, чуть что — ломбардцы прятались в своих лавках, как улитка в панцире, не желая объясняться с обманутыми клиентами и получать от них трёпку.
А в XII веке в Англии и Франции была очень популярна поэма «О ломбардце и улитке». Она повествовала о рыцаре, собравшемся на бой с улиткой. Жена всячески отговаривала рыцаря биться с таким страшным чудищем, но он её не послушал. Однако встретив «вооружённую» рогами улитку с
Улитки, вредящие людям
Как и многие другие животные, слизняки и насекомые, улитки вредили сельскому хозяйству. Удивительно, но во Франции в Средние века провели около 60 судов над вредителями. Особенно часто их фигурантами становились гусеницы, крысы, жуки и, конечно же, улитки. Тех вообще считали исчадиями ада.
Однако такая теория об
Чем ещё могли быть улитки на средневековых маргиналиях?
По мнению некоторых исследователей, рыцари сражались против улиток, которые символизировали аристократию. Понятное дело, гордых аристократов всегда недолюбливали. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что отпрысков аристократических семей ассоциировали с улиткой, медленно ползущей по лестнице. Ведь чтобы получить новый чин, некоторым приходилось по много лет выслуживаться перед господином.
А в 1850 году библиограф граф де Бастар выдвинул предположение, что улитки на маргиналиях олицетворяют собой феномен воскрешения. Сделал он такой вывод потому, что множество изображений улиток находились в часословах рядом с миниатюрами, показывающими воскрешение Лазаря. «Подобно улитке, выползающей из своей раковины, человек возрождается после смерти», — предполагал де Бастар. Но, скорее всего, это было просто совпадение.
Также улитка могла быть олицетворением похоти, с которой боролись рыцари. Исследователь д’Анкарвиль предположил, что улитка является именно таким символом, поскольку она обладает и мужскими, и женскими половыми органами. К тому же, в XVIII веке была найдена камея с изображением Мессалины — жены императора Клавдия. На обратной стороне камеи была изображена улитка в окружении семи мужских половых органов. А так как Мессалина была известна своими любовными похождениями, то и улитка стала олицетворять похоть.
Улитка
Читайте также: «Космические» объекты в средневековой живописи