40 замечательных фильмов, которые вы могли пропустить
Клан Токио / Tokyo Tribe
Фильм-карнавал, хип-хоп-мюзикл про враждующие банды Токио — бесконечные массовые драки, самураи и танки прилагаются.
Когда звери мечтают / When Animals Dream
Боди-хоррор выходит из берегов американского инди на благодатную датскую пастораль — в один прекрасный день 16-летняя жительница рыбацкой деревушки обнаруживает, что с её телом что-то не так.
Озорники / Hellions
Ветеран сериального производства Брюс Макдональд внезапно выдал самый странный фильм ужасов 2015 года — готический трип со светофильтрами, главная героиня которого обороняется от стайки то ли детей, то ли демонов-пришельцев.
Якудза-апокалипсис / Yakuza Apocalypse
В качестве порции бессмысленного задорного ультранасилия — очередной Такаси Миике с боевиком про якудза-вампиров.
Полынь / Wyrmwood
Пока весь мир восторгался заслуженным триумфом мэтра Джорджа Миллера, его 37-летний соотечественник с красивой фамилией Роуч-Тёрнер устроил зомби-апокалипсис, в котором кровь мертвецов заменяет бензин, а иммунитетом обладают только люди с группой крови А.
Бог знает что / Heaven Knows What
Биографическая зарисовка из жизни героинщицы с нью-йоркского дна. На Страшном суде от обвинений в беспардонной стилизации (кажется, когда-то это называли «героиновый шик) братьям Сэфди не отвертеться, но фильм от этого только выигрывает.
Поймай меня, папочка / Catch me Daddy
Широко известный в узких кругах восьмиминутный клип «Iron Sky» принадлежит авторству британца Дэниела Вулфа, который в прошлом году разродился полным метром про Ромео-англосакса и Джульетту из мусульманской семьи, которые бегут от взрослых вдоль хмурых холмов Йоркшира.
Развлечение / Entertainment
Австралиец Грегг Тёркингтон прославился на Adult Swim в образе несмешного комика Ника Гамбургера, которого хочется похлопать по спине из жалости, а любитель грустных фолк-песен Рик Элверсон сделал из Ника своего Одиссея, бороздящего безжалостные пейзажи американского отчуждения.
Мандарин / Tangerine
Если вы до сих пор не верите в возможность снять симпатичное кино на айфон и боитесь посмотреть «Такси» Джафара Панахи, то «Мандарин» — то, что нужно: экспрессивную комедию про разборки проституток-транссексуалок Шон Бейкер снял на три iPhone 5S, помогая себе лишь дополнительными линзами и стабилизатором.
Реальность / Realite
Ещё один сюрреалистический антишедевр Квентина Дюпье, в свободное от съёмок время известного больше как Mr. Oizo. Выбор у зрителя простой-либо выключить на 23-й минуте, либо стать фанатом и рассказывать потом недоумевающим знакомым, что кроме фильмов Дюпье вы теперь вообще ничего смотреть не будете.
Спокойной ночи, мамочка / Goodnight Mommy
Ульрих Зайдль («Собачья жара», трилогия «Рай») спродюсировал дебютную режиссёрскую работу своей сценаристки Вероники Франц, и она австрийскую школу не подвела: 1 час 39 минут сдержанного, сублимированного ужаса от созерцания мамочки с забинтованным наглухо лицом и её сыновей-близнецов, которые на поверку оказываются не жертвами, но соучастниками, гарантированы.
Партизан / Partizan
Харизматичный патриарх в исполнении Венсаня Касселя руководит коммуной из женщин и их детей, обучая последних не только школьным дисциплинам, но и стрельбе. Но внутри 11-летнего Александра потихоньку созревает личность и желание противопоставить себя символическому отцу.
Герцог Бургундии / The Duke of Burgundy
Пара дам в прекрасном мире без мужчин ежедневно разыгрывают сцены с госпожой, горничной и эротическими наказаниями и иногда ходят на конференции по лепидоптерологии. При всём обилии колготок, трусов и фейсситтинга неприличным в ленте Питера Стриклэнда о БДСМ можно назвать разве что тщание, с которым он выстраивает каждый кадр.
В поисках огня / Digging for Fire
Приключение из жизни белых людей от главного трудоголика (16 фильмов за десять лет, шутка ли) американского инди — двое молодых родителей находят на заднем дворе чужого дома кость и заржавевший револьвер и пускаются в поиски трупов, параллельно думая только о том, стоило ли вляпываться в этот брак.
Конец тура / The End of the Tour
Дэвид Фостер Уоллес написал метамодернистский роман на тысячу страниц ещё до того, как появилось слово «метамодернизм», подавал очень большие надежды, но не справился с перманентной депрессией и покончил с собой. Фильм Понсольдта основан на воспоминаниях журналиста Rolling Stone, которому довелось делать большое интервью с писателем на пике славы.
Экспериментатор / Experimenter
Обычно, когда речь идёт о наиболее известных поведенческих экспериментах, кинематографисты предпочитают более яркий и жестокий стэнфордский, тем интереснее выбор Майклом Алмерейдой другого — йельского. Подчинение власти, готовность «наказать» провинившегося, преодолев жалость и эмпатию — спустя более полувека эксперимент Стэнли Милгрэма едва ли потерял свою актуальность.
Безродные звери / Beasts of No Nation
Кэри Фукунага совершил ещё одно путешествие в сердце тьмы — только на этот раз сгущать краски над свинцовыми пейзажами Луизианы не пришлось: безродные звери — это дети-солдаты, лишённые семей африканские спартанцы, которым не остаётся ничего, кроме как стать машинами для убийства.
Виктория / Victoria
Overnight по-берлински без единой монтажной склейки: девушка из Барселоны знакомится с компанией местных гопников, влюбляется, ворует пиво из магазина, а потом вляпывается в криминальную драму.
Теряя контроль / She’s Lost Control
Новости из мира профессий — сексуальный консультант помогает людям с психологическими проблемами раскрепоститься в интимной обстановке и научиться получать удовольствие от физического контакта. О профессиональных рисках сексуального консультанта и сняла своё кино дебютантка Аня Марквардт.
Кайф / Dope
Dope — в своём роде веха, старая история про парня, рассказанная принципиально иначе. Стейси одевается как хипстер, ведёт себя как гик и мечтает поступить в Гарвард. Его дальнейшие городские приключения по завоеванию прекрасной принцессы вполне могли бы произойти с Майклом Серой — в этом и заключается главный месседж Рика Фамуйивы.
Врождённый порок
Пол Томас Андерсон взялся экранизировать самый лёгкий роман Томаса Пинчона и почему-то многих разочаровал. Пугающее многообразие тем и персонажей одному из главных американских режиссёров перенести на экран удалось не до конца, да и с психоделической оптикой возникли предсказуемые проблемы, но получилось красиво, грустно и местами смешно.
Любовь
Если Ричарду Линклейтеру недавно (и всегда) удалось снять лучший фильм об отрочестве, то Гаспару Ноэ удалось снять лучший фильм о любви в ХХI веке, которая, как мы боимся признаться себе, есть сплошной фантазм на полароидной плёнке.
Из машины
Забудьте про «Звёздные войны», главный сай-фай уходящего года — конечно же, Ex-Machina Алекса Гарланда. Потому что роботы победят за счёт эмпатии, а не лазерных бластеров.
Племя
41-летний Мирослав Слабошпицкий снял свой первый полнометражный фильм, стал «открытием года» для Европейской киноакадемии и взял пару призов на Каннском кинофестивале.
Аллилуйя / Alleluia
Вопреки ожиданиям от продемонстрированного бельгийцем Дю Вельцем потенциала («Голгофа»), «Аллилуйя» вышла не такой уж и жуткой — смотреть на то, как половой акт прерывают, забивая женщину ботинком насмерть, тяжело, но в конечном итоге фильм оставляет послевкусие трогательной любовной истории двух несчастных.
Полудурок / Buzzard
Марти — полудурок, работает конторским служащим за десять баксов в час, ест джанк-фуд, играет в видеоигры и ни на что уже не надеется. И если в 1994-м Кевин Смит воспевал тихую прелесть клерковского бытия, то герой Джоэля Потрикуса вызывает почти физическое омерзение, служа живым укором эпохе нового неравенства.
Волчья стая / Wolfpack
Один из самых обсуждаемых документальных фильмов уходящего года — невероятная история про семерых братьев, которых заботливые родители надёжно уберегли дома от социализации. Весь мир, что за дверью, городским Маугли заменил телевизор.
Как поймать монстра / Lost River
Райан Гослинг в ушедшем году, кстати, стал режиссёром — кинокритики, в основном, воротят нос от вторичности, а нам нравится: в свою детройтскую сказку Гослинг затащил первоклассный актёрский состав, оператора фильмов Ноэ и Корина и, само собой, синтезаторы Джонни Джуэла.
Полуночный заплыв / The Midnight Swim
Снятая от первого лица мистическая драма о трёх сестрах, вновь воссоединяющихся в родном доме на озере после гибели матери. Со временем коллективное горевание начинает напоминать «Ведьму из Блэр».
Противный ребёнок / Nasty Baby
В основе нового фильма чилийца Себастьяна Сильвы — классовый конфликт. Пара симпатичных геев ждёт первенца от своей лучшей подруги-врача, но внезапно во всю эту идиллию врывается душевнобольной сосед снизу.
Два шага / Two Step
Почти идеальный провинциальный неонуар. Техасское захолустье, герой, пытающийся начать жизнь сначала после пары хлёстких ударов судьбы, новый друг, женщина и плохой парень.
Комната / Room
Ленни Абрахамсон отодвигает границы пространства клаустрофобии — если во «Фрэнке» герой Майкла Фассбендера не снимал накладной головы, то на этот раз режиссёр запер своих героев в комнате.
99 домов / 99 Homes
Человек с самым суровым лицом на свете Майкл Шеннон играет безжалостного и нечистого на руку риелтора, в своеобразное рабство к которому попадает совестливый люмпен-красавец.
Когда мы мечтали / Als wir träumten
Что делать, когда тебе ещё нет 20, а социалистическое государство, в котором ты родился и рос, вдруг перестаёт существовать? Тусоваться, угонять машины и драться со скинхедами. По крайней мере, так ведут себя герои певца Восточной Германии Андреаса Дрезена.
Изъяны / Faults
По просьбе родителей опытный специалист по сектам похищает попавшую в культ девушку. Дальше будет мучительные пять дней деинсталляции, странные шутки и ментальные проблемы самого декодера, которого бросила жена и прессуют кредиторы.
З значит Захария / Z for Zachariah
Рано или поздно кто-то должен был снять триллер про двух мужчин, бьющихся за последнюю женщину на постъядерной Земле, хотя 2015-й — это скорее поздно. Но у Крейга Зобела (сериал «Оставленные») есть оправдание — Роберт О’Брайен написал свой одноимённый роман в 1974-м.
Я, Эрл и умирающая девушка / Me and Earl and the Dying Girl
Победитель «Сандэнса» — ироничный coming-of-age про подростка-синефила и его умирающую от лейкемии одноклассницу с шутками про Pussy Riot и Вернера Херцога. И да, там всё же есть сентиментальные сцены.
Луговая страна / Meadowland
Оливия Уайлд и Люк Уилсон играют эталонных учительницу и полицейского, у которых пропал малолетний сын. Следующие почти два часа супруги демонстрируют два кардинально отличных способа преодолеть горе утраты — и если у отца всё получается «как у людей», то мать постепенно впадает в состояние одержимости.
Турбо-парень / Turbo Kid
Ещё один (см. «Полынь») потрясающий оммаж «Безумному Максу», снятый за копейки. 1997 год, драгоценный бензин закончился совсем, и все обитатели дистопии ездят на велосипедах, а один из злодеев оперирует выражениями вроде «Joie de vivre».
Королева Земли / Queen of Earth
Алекс Росс Перри всю свою недолгую режиссёрскую карьеру изучает периоды распада чьих-то отношений. В «Послушай, Филлип!» эгоистичный молодой писатель нёс минимальные эмоциональные потери при затянувшемся расставании, в «Королеве Земли» героиня Элизабет Мосс буквально сходит с ума, что, согласитесь, тоже бывает.
Лобстер / Lobster
Пока Ларс фон Триер жалуется, что завязал с алкоголем и впал в депрессию, пионер греческой новой волны Йоргос Лантимос прекрасно заменил его с антиутопией, где никому нельзя оставаться одиноким.
Страна Оз
Настоящая русская новогодняя комедия — такая, какой она должна быть: когда в попутке попадается водила под бутиратом, бард обещает часы тантрического секса, а пьяный в хлам Гоша Куценко запускает батарею-салют у себя с головы.
Войлок / Felt
По-настоящему некомфортная драма про травмированную девушку, которая боится и ненавидит мужчин, а по ночам переодевается в жутковатого маскота и бегает по лесу. Стоит ли добавлять, что для кого-то всё это плохо кончится?
Читайте также: 12 фильмов 2015 года, вошедших в историю