Культура 18.04.2019  

13 фактов о Соборе Парижской Богоматери

Нотр-Дам-де-Пари — это больше, чем просто строение. Это само сердце Франции. Разрушительный пожар 2019 года, который длился 14 часов, приковал взгляды людей со всего мира. Парижане распевали молитвы на улицах, чтобы спасти Собор Парижской Богоматери. Это не помогло.

Собор Парижской Богоматери

Разрушения колоссальные. Каменный остов устоял, но высокий шпиль разломился и рухнул. Рухнула уникальная крыша. Каким был тысячелетний собор до пожара, и почему его так любят во всем мире?

Нотр-Дам-де-Пари расположился на языческом городе

Иль-де-ла-Сите, где сейчас находится Нотр-Дам де Пари, когда-то был галло-римским городом, известным как Лютеция. В начале XVIII века археологи обнаружили фрагменты алтаря, который был воздвигнут во славу Юпитера. Также во второй половине XX века под Соборной площадью были найдены руины, многие из которых относятся к эпохе, когда во Франции жили галлы.

«Летающие опоры» стали диктовать готическую моду

Изобретение архитекторами технологии арочного строительства позволило возводить по-настоящему величественные здания. Особенно для своего времени. Архитекторы Собора Парижской Богоматери придумали ещё одно изящное решение, чтобы поддержать хрупкие и одновременно массивные стены эпохального строения. Им стали внешние арочные опоры стен. Когда смотришь на собор, кажется, что они парят, несмотря на свою довольно грубую и простою функцию «держать, чтоб не развалилось», опоры кажутся совершенно уместными и воздушными.

Собор Парижской Богоматери в 1860 году
Собор Парижской Богоматери в 1860 году

Это решение так понравилось всем проектировщикам, которые строили соборы позже по всей Европе, что подобные внешние опоры можно встретить во многих готических храмах. Есть споры относительно того, что Собор Парижской Богоматери их получил первым, но он был точно самым знаменитым, а значит и моду диктовал именно он.

В его крыше был 21 гектар леса

Для изготовления стропил и прочих элементов остова крыши был буквально вырублен целый лес под Парижем в XII веке. Крыша прослужила 800 с лишним лет, в апреле 2019 от неё остался лишь пепел.

Барельфы Портала Святой Анны не предназначались для него

Это очень любопытно. Если приглядеться, то центральный барельф, где сидит Богородица с Младенцем, сильно отличается от остальных. Фигурки более грубые и их позы более скованные, чем другие. Этот полукруглый тимпан (пространство между аркой и проёмом) был взят из романской эпохи и встроен в нынешний вид собора. Изначально он не предназначался для этой арки, и был выполнен не в готическом стиле.

Барельфы Портала Святой Анны

28 статуй в соборе лишили головы

В 1793 году, в памятные дни Французской революции, толпа вошла в собор и верёвками уронила 28 каменных статуй царей со страниц Библии, а после этого чем-то увесистым сбила их головы с плеч. Их перенесли в общую кучу и в качестве пригодного материала для какого-нибудь строительства перенесли в подвал собора. В 1977 году 21 голову нашли и переместили в музей де Клюни. Ещё семь были навсегда утеряны.

Главные башни — разные

На первый взгляд, они кажутся идентичными. Однако если посмотреть внимательнее, становится видно, что северная больше, чем южная. Нужно понимать, каких колоссальных усилий стоило строительство собора — его возводили 182 года. То есть над ним работали несколько архитекторов, не потому что один не справлялся, а просто потому что они сменяли друг друга из-за естественной кончины. К тому же технологии не позволяли достичь абсолютной симметричности, но ведь это только добавляет строению свой неповторимый шарм. Лица людей тоже не симметричны, и это делает их живыми.

Башни Нотр-Дам-де-Пари

Колокола плавили на пушки

1793 год был для собора сложным. Мало того, что статуи обезглавили, так ещё и все колокола, кроме 13-тонного Эммануэля, были сняты и переплавлены на пушки. Благостные звуки артиллерии тогда были нужнее, чем звон колоколов. Позже недостающие колокола отлили заново, но выяснилось, что так же замечательно это сделать не получилось. Новые колокола стали издавать гораздо более бедные звуки, и парижанам это не нравилось. В 2013 году правительство Франции приняло решение снова снять эти колокола и переплавить их, соблюдая все технологии. У мастеров всё получилось, и с тех пор Собор Парижской Богоматери звучит точно так, как он звучал в XVIII веке и ранее. К счастью, пожар 15 апреля 2019 года не нанёс повреждений ни одному из колоколов.

Собор спасали Наполеон и Виктор Гюго

Сначала Наполеон в 1804 году решил провести свою коронацию именно в стенах Нотр-Дам-де-Пари. Собор, как мы уже поняли, был буквально изувечен революцией, он использовался как склад и находился на грани разрушения. Наполеон вернул его в пользование Церкви, и его коронация там дала собору немного вздохнуть. Строение стали по чуть-чуть восстанавливать. Например, отлили новые колокола.

Центральный алтарь внутри собора Парижской Богоматери
Центральный алтарь собора

Позже, в 1831 году, Виктору Гюго стало очень больно от того, что это архитектурное чудо буквально погибает, ветшает и разрушается. Поэтому он написал удивительный одноимённый роман. Те, кто его читал, знают, что Собор Парижской Богоматери — это главный герой этого произведения. Ему посвящена добрая треть книги, если не больше. Так было задумано для того, чтобы обратить внимание общественности на него. Всё получилось, произведение имело колоссальный успех, и власти действительно основательно взялись за его реставрацию.

В Средневековье гаргулий не было, Гюго обманул

Химер и гаргулий не было на соборе до XIX века. Виктор их очень подробно описывал в своём романе, но в действительности их там тогда не было. Это можно наблюдать на старом дагерротипе. Руководитель реставрационных работ, которые начались в 1843 году, Эжен-Эммануэль Виолье-ле-Дюк решил их добавить. Он это сделал, потому что ему понравилось, как они были описаны Виктором Гюго. Реставратор не ошибся, и гаргульи, установленные на соборе, стали ещё одним символом Парижа.

На шпиле Нотр-Дама был бронзовый петух с мощами святых

Если внимательно присмотреться к фотографиям до пожара, то можно заметить, что высокий шпиль венчает бронзовый петушок. В 1935 году в него поместили три небольшие реликвии — предполагаемый кусок тернового венца и несколько частиц мощей из аббатств Сен-Дени и Сен-Женевьев. Смысл был в том, что этот шпиль должен был выполнять функцию духовного громоотвода, который будет защищать всех вошедших в собор. К сожалению, петушок не смог защитить Нотр-Дам от пожара, но его самого нашли. Бронзовая птичка и реликвии в нём не пострадали.

Орган был самым большим во Франции

Этот уникальный инструмент состоял из почти 8 тысяч трубок разного диаметра. Орган обладал потрясающим звучанием, на нём играли лучшие исполнители прошлого и настоящего. В 2013 году он был полностью восстановлен, так как и он немного пострадал от революции. Пожар 2019, а точнее его тушение, нанесло инструменту непоправимый вред. Можно ли его восстановить, пока неизвестно.

Нулевой километр Парижа находится прямо перед Нотр-Дамом

Эта небольшая деталь известна не всем. В брусчатку на Соборной площади вмонтирована круглая небольшая плита с бронзовой пятиконечной звездой. На плите написано: «Point zéro des Routes de France». Эту фразу, кажется, поймёт человек, даже не владеющий языками. Собор — это настоящее сердце Парижа, ведь от него начинаются все дороги этой страны.

Маркер с восьмиконечной Бронзовой звездой на Соборной площади отмечающий Нулевой километр Франции

На крыше собора жили пчёлы

В 2013 году в ризнице, которая прилегает к собору, был установлен улей пчёл. Они делают мёд из цветущих растений, которых предостаточно вокруг собора. Пчёлы не простые, а селекционные. Вывел их монах брат Адам, и вид получил название Buckfast. О судьбе пчёл не сообщается, но, скорее всего, эти нежные создания погибли от пожара. Ведь крыша собора полностью выгорела и рухнула.

Читайте также: Почему европейские соборы украшают гаргульи

Перевод статьи Mentalfloss специально для Фактрума

Еще: