Среди бушующих волн: история плота «Медузы», на котором было 147 человек, а осталось всего 15
Посещая Париж, туристы стремятся попасть в Лувр, чтобы взглянуть на знаменитую «Мону Лизу», возле которой всегда толпится народ. Но если пройти чуть дальше по галерее и повернуть, перед вашими глазами во всей красе явится эпичное полотно Теодора Жерико «Плот „Медузы“», написанное в 1819 году. Картина огромного размера занимает всю стену и на неё можно смотреть бесконечно.
Крушение
Вдохновением для «Плота „Медузы“» послужила жуткая история кораблекрушения судна под названием «Медуза» в 1810 году. Капитаном был назначен аристократ по имени Гуго Дюруа де Шомарей, двадцать лет до этого не выходивший на воду. Недостаточный опыт с лихвой компенсировала его полная преданность власти. Но лояльность не могла помочь в управлении судном: сорокопушечный фрегат сел на мель, а экипаж был вынужден спасать свои жизни.
Для облегчения веса корабля был построен огромный плот длиной 20 метров и шириной 7 метров, на который планировалось переместить часть груза и буксировать плот на лодках. Но начавшийся шторм изменил эти планы: 147 человек в панике перебрались на плот, на котором отсутствовали
Выживание
Судьба их незавидна: люди сразу разделились на две враждующие группы и в первую же ночь два десятка человек были убиты или покончили с собой. Кроме того, часть людей штормом смыло с плота. На четвёртый день 67 выживших прибегли к каннибализму. На восьмой — полтора десятка оставшихся в живых выбросили всех более слабых и раненых в море.
На тринадцатый день после крушения на плот случайно наткнулось судно, посланное забрать груз с «Медузы», среди которого были бочки с почти сотней тысяч франков золотом и серебром. 15 выживших подняли на борт. Увы, бедняги были так истощены, что пятеро из них не дожили до прибытия судна в порт. Итого, из почти полутора сотен людей, спасавшихся на плоту, только 10 человек остались в живых.
Вдохновение
Катастрофа была настолько ужасной, что потрясла не только Францию, но и всю Европу. Газеты пестрели ужасными подробностями гибели экипажа. Капитана судна отдали под суд, но вместо положенной ему смертной казни, роялист Шомарей получил всего три года тюрьмы. А художник Теодор Жерико, впечатлённый и вдохновлённый трагедией, создал своё великолепное полотно, позже признанное первым шедевром, открывшим эпоху романтизма.
Читайте также: Как пьяный пекарь пережил крушение «Титаника», часами выживая в ледяной воде