Почему на средневековых картинах младенцы выглядят как уродливые старики
Быть ребёнком в Средние века — то ещё «удовольствие». Во младенчестве с тебя рисовали жуткие портреты, потом тебя лет 10 вынуждали ходить в платье, вне зависимости от твоего пола. А в 14–16 лет — прощай, детство, здравствуй, взрослая жизнь.
Полотна средневековых художников, рисовавших младенцев, и правда можно использовать, чтобы
Утраченные традиции старой школы
От эпохи к эпохе традиции живописи сильно менялись. На полотнах художников появлялась перспектива, изображения людей становились более приближенными к реальности. Древние мастера передавали знания своим ученикам, а те — своим. Однако после Великого переселения народов в V веке многие знания оказались утраченными. Их
Непропорциональные фигуры и черты лица доминировали на полотнах средневековых художников. К тому же, всех людей на картинах рисовали похожими друг на друга. Индивидуальность, как и реализм, была не в почёте. Происходило так потому, что в Средние века явления и предметы были ценны не своими реальными мирскими качествами, а сутью. Изобразить суть, понятное дело, не представлялось возможным, на неё можно было лишь только указать. Так что средневековое искусство в большей степени было символичным, нежели реалистичным. Но в чём был смысл рисования детей на средневековых полотнах настолько уродливыми?
Отношение родителей к детям в Средневековье
Чтобы приблизиться к ответу на вопрос, почему на полотнах средневековых художников изображены дети со взрослым лицом, стоит понять, как относились к маленьким детям в Средние века. Большинство матерей, особенно в знатных семьях, родив ребёнка, тут же отдавали его кормилице и няне. Сами они в уходе за ребёнком не принимали никакого участия. Отношение менялось, когда малыш становился немного старше. С ним тут же начинали обращаться как со взрослым, не делая никакой поблажки на возраст. К тому же, сама ценность ребёнка в Средневековье была невелика.
Проявление материнской любви, как и скорби по умершему
Ко всему прочему долгое время маленькие дети считались бесполыми существами, поэтому и мальчиков, и девочек наряжали в платья. Этому свидетельствуют портреты средневековых художников, написанные в период Позднего Средневековья и Ренессанса. Тогда принципы и каноны живописи начали изменяться, а уродливые младенцы пропали с полотен. Но причиной их появления было не только отношение к детям, как ко взрослым людям.
Младенцы и дети со взрослым лицом
Стоит отметить, что абсолютное большинство средневековых картин было на религиозную тематику, на них изображали святых и Иисуса. В виде обнажённого или завёрнутого в пелёнки младенца представляли душу. Ангелы представали на средневековых полотнах в образах хрупких подростков. Но чаще всего, конечно же, на полотнах рисовали Иисуса Христа. И особенно часто его рисовали младенцем, сидящем на руках Девы Марии. Изображались на полотнах и другие библейские младенцы. И все они были похожи не на очаровательных пухлых большеглазых младенчиков, а на стариков.
Этот феномен возник
С течением времени средневековые художники начали считать, что младенцев на портретах стоит изображать только таким образом и никак иначе. Картины гомункулярного младенца Иисуса стали основой для портретов маленьких детей, отличных от религиозной тематики. Примечательно, что и при изображении Девы Марии к особому реализму также не стремились. Например, существует полотно, изображающее Мадонну, кормящую грудью Христа. И всё бы ничего, но вот грудь Богоматери находится
Лишь с началом эпохи Возрождения, а именно в
Какими художники Ренессанса рисовали детей
Уродливые дети
Произошедший во времена Возрождения расцвет живописи породил немало отличных художников. Например, Микеланджело, Тициана, Рафаэля. В работах последнего было особенно много изображений детей. Вспомнить хотя бы его «Сикстинскую Мадонну», где внизу полотна расположены два симпатичных херувима. Популярность портретов, в отличие от Средних веков, только росла. Особенно среди зажиточных жителей Флоренции.
Родители по всей Европе всё чаще стали заказывать портреты своих детей в разном возрасте. Получили популярность и семейные портреты, написанные по особым случаям, например, в подарок на день рождения. Для позирования художнику детей облачали в их самые лучшие наряды. И, разумеется, родители вовсе не желали, чтобы их любимых чад на портретах рисовали в виде взрослых младенцев и детей со взрослым лицом, да ещё и похожими друг на друга.
Во времена эпохи Возрождения изменилось и отношения к детям и детству в целом. Малышам стали уделять больше внимания, их стали считать невинными, безгрешными созданиями и лелеяли, как великую ценность. Портреты детей занимали особое место в доме. К тому же, портреты посылали потенциальным женихам и невестам, чтобы те с малых лет привыкали к своим будущим супругам. Такой метод знакомства особенно практиковался среди королевских семей Европы. Понятно, что никакой речи о недостоверном изображении ребёнка, как это было на средневековых полотнах, быть не могло.
В эпоху Ренессанса люди уделяли больше внимания отображению не сущности вещей, а их реального состояния. Поэтому устоявшиеся экспрессионистские традиции средневековой живописи были забыты, а на смену им пришёл реализм.
Читайте также: Как появились смесоипостасные иконы и почему их запретили
- Курортные соблазнители советских и не только женщин
- Откуда пошло выражение «врать как сивый мерин»
- Малолетний Раскольников из Ленинграда, расстрелянный в СССР вопреки закону
- «Честь имею» и «зарубить на носу» — история изменивших смысл выражений
- Откуда появилась традиция кричать «горько» на русских свадьбах