История 30.04.2019  

Почему на средневековых картинах младенцы выглядят как уродливые старики

Быть ребёнком в Средние века — то ещё «удовольствие». Во младенчестве с тебя рисовали жуткие портреты, потом тебя лет 10 вынуждали ходить в платье, вне зависимости от твоего пола. А в 14–16 лет — прощай, детство, здравствуй, взрослая жизнь.

Полотна средневековых художников, рисовавших младенцев, и правда можно использовать, чтобы кого-то хорошенько напугать. Но в чём же была причина уродливости малышей на картинах, неужто в Средние века дети выглядели по-другому? Или всё дело в кривых руках художников?

«Мадоннa из Вевержи». Мастер Вышебродского алтаря.
«Мадоннa из Вевержи». Мастер Вышебродского алтаря.

Утраченные традиции старой школы

От эпохи к эпохе традиции живописи сильно менялись. На полотнах художников появлялась перспектива, изображения людей становились более приближенными к реальности. Древние мастера передавали знания своим ученикам, а те — своим. Однако после Великого переселения народов в V веке многие знания оказались утраченными. Их просто-напросто стало некому передавать. Поэтому многие художественные приёмы мастерам кисти приходилось открывать заново. Всё это привело к тому, что на средневековых картинах, особенно XII–XIV веков, люди выглядели достаточно уродливо.

«Мадонна с младенцем на троне». Коппо ди Марковальдо.
«Мадонна с младенцем на троне». Коппо ди Марковальдо.

Непропорциональные фигуры и черты лица доминировали на полотнах средневековых художников. К тому же, всех людей на картинах рисовали похожими друг на друга. Индивидуальность, как и реализм, была не в почёте. Происходило так потому, что в Средние века явления и предметы были ценны не своими реальными мирскими качествами, а сутью. Изобразить суть, понятное дело, не представлялось возможным, на неё можно было лишь только указать. Так что средневековое искусство в большей степени было символичным, нежели реалистичным. Но в чём был смысл рисования детей на средневековых полотнах настолько уродливыми?

Отношение родителей к детям в Средневековье

Чтобы приблизиться к ответу на вопрос, почему на полотнах средневековых художников изображены дети со взрослым лицом, стоит понять, как относились к маленьким детям в Средние века. Большинство матерей, особенно в знатных семьях, родив ребёнка, тут же отдавали его кормилице и няне. Сами они в уходе за ребёнком не принимали никакого участия. Отношение менялось, когда малыш становился немного старше. С ним тут же начинали обращаться как со взрослым, не делая никакой поблажки на возраст. К тому же, сама ценность ребёнка в Средневековье была невелика.

«Мария и Иисус». Неизвестный автор.
«Мария и Иисус». Неизвестный автор.

Проявление материнской любви, как и скорби по умершему из-за болезни ребёнку, было редким явлением. Когда ребёнок умирал, его место вскоре занимал новый младенец, ведь главной обязанностью женщины в Средневековье было рождение детей. Разумеется, были и матери, которые любили детей и скорбели по ним, когда они умирали. Но чаще всего это были аристократки и жёны королей, лишившиеся единственного наследника и неспособные зачать нового.

Ко всему прочему долгое время маленькие дети считались бесполыми существами, поэтому и мальчиков, и девочек наряжали в платья. Этому свидетельствуют портреты средневековых художников, написанные в период Позднего Средневековья и Ренессанса. Тогда принципы и каноны живописи начали изменяться, а уродливые младенцы пропали с полотен. Но причиной их появления было не только отношение к детям, как ко взрослым людям.

Младенцы и дети со взрослым лицом

Стоит отметить, что абсолютное большинство средневековых картин было на религиозную тематику, на них изображали святых и Иисуса. В виде обнажённого или завёрнутого в пелёнки младенца представляли душу. Ангелы представали на средневековых полотнах в образах хрупких подростков. Но чаще всего, конечно же, на полотнах рисовали Иисуса Христа. И особенно часто его рисовали младенцем, сидящем на руках Девы Марии. Изображались на полотнах и другие библейские младенцы. И все они были похожи не на очаровательных пухлых большеглазых младенчиков, а на стариков.

«Мадонна с младенцем». Барнаба да Модена.
«Мадонна с младенцем». Барнаба да Модена.

Этот феномен возник из-за того, что в Средневековье особенно сильно было влияние идеи гомункулярного Иисуса. Гомункул в буквальном переводе означает «человечек». Церковь, а вместе с ней и верующие, считали, что Христос появился на свет полностью сформированным, и его лик не менялся на протяжении всей жизни. Например, у некоторых младенцев на портретах средневековых художников можно заметить явные признаки облысения, характерные для мужчин в возрасте. Черты лица младенцев на средневековых картинах тоже приближались к чертам лиц взрослых — у них не имелось ни пухлых щёчек, ни огромных глаз. А выражение лица взрослых младенцев обычно было строгим и даже суровым.

С течением времени средневековые художники начали считать, что младенцев на портретах стоит изображать только таким образом и никак иначе. Картины гомункулярного младенца Иисуса стали основой для портретов маленьких детей, отличных от религиозной тематики. Примечательно, что и при изображении Девы Марии к особому реализму также не стремились. Например, существует полотно, изображающее Мадонну, кормящую грудью Христа. И всё бы ничего, но вот грудь Богоматери находится где-то ближе к её ключице, а не на привычном месте.

Лишь с началом эпохи Возрождения, а именно в XV–XVII веках, ситуация с изображением младенцев и детей на картинах изменилась.

Какими художники Ренессанса рисовали детей

Уродливые дети нет-нет да и появлялись на полотнах художников эпохи Возрождения. Но это было, скорее, отступлением от правил и указывало лишь на то, что художник придерживается старых приёмов Средневековья. На большинстве полотен же дети вовсе не были страшными. Наоборот, черты их лица часто приукрашивали, что бы те выглядели миловиднее. Особенно часто таким приёмом пользовались художники флорентийской школы.

«Мадонна с младенцем и двумя ангелами». Филиппино Липпи.
«Мадонна с младенцем и двумя ангелами». Филиппино Липпи.

Произошедший во времена Возрождения расцвет живописи породил немало отличных художников. Например, Микеланджело, Тициана, Рафаэля. В работах последнего было особенно много изображений детей. Вспомнить хотя бы его «Сикстинскую Мадонну», где внизу полотна расположены два симпатичных херувима. Популярность портретов, в отличие от Средних веков, только росла. Особенно среди зажиточных жителей Флоренции.

Родители по всей Европе всё чаще стали заказывать портреты своих детей в разном возрасте. Получили популярность и семейные портреты, написанные по особым случаям, например, в подарок на день рождения. Для позирования художнику детей облачали в их самые лучшие наряды. И, разумеется, родители вовсе не желали, чтобы их любимых чад на портретах рисовали в виде взрослых младенцев и детей со взрослым лицом, да ещё и похожими друг на друга.

«Мадонна с младенцем». Карло Кривелли.
«Мадонна с младенцем». Карло Кривелли.

Во времена эпохи Возрождения изменилось и отношения к детям и детству в целом. Малышам стали уделять больше внимания, их стали считать невинными, безгрешными созданиями и лелеяли, как великую ценность. Портреты детей занимали особое место в доме. К тому же, портреты посылали потенциальным женихам и невестам, чтобы те с малых лет привыкали к своим будущим супругам. Такой метод знакомства особенно практиковался среди королевских семей Европы. Понятно, что никакой речи о недостоверном изображении ребёнка, как это было на средневековых полотнах, быть не могло.

В эпоху Ренессанса люди уделяли больше внимания отображению не сущности вещей, а их реального состояния. Поэтому устоявшиеся экспрессионистские традиции средневековой живописи были забыты, а на смену им пришёл реализм.

Читайте также: Как появились смесоипостасные иконы и почему их запретили

Еще: