Как американцы где-то потеряли ядерные бомбы в шестидесятых
Холодная война между Соединёнными Штатами и Советским Союзом была богата на горячие события и инциденты, которые могли легко нарушить хрупкое равновесие и превратить планету в космический мусор. Ну или как минимум устроить ядерную зиму.
Причём это могло произойти совершенно случайно: ядерные бомбы во время патрулирования воздушного пространства терялись с регулярностью, с какой гиперактивный ребёнок ставит себе синяки. И теряли их американцы.
Операция «Хромированный купол»
Межконтинентальные баллистические ракеты были приняты США на вооружение в конце пятидесятых годов. Во-первых, технологии, несмотря на успешные испытания, всё-таки вызывали множество опасений, а во-вторых, постройка каждой такой ракеты обходилась бюджету страны в сумасшедшие деньги, поэтому в Штатах решали проблему безопасности своих рубежей по старинке — боевым патрулированием бомбардировщиков с атомными и водородным бомбами на борту. Эта операция проводилась Стратегическим командованием ВВС США с июня 1961 года и получила название «Хромированный купол», под которым только по счастливой случайности не оказался погребённым весь мир.
Если кратко, то главным аргументом необходимости постоянного нахождения ядерного боезаряда в воздухе было время: во-первых, бомбардировщики в небе не пострадают во время «первой волны», если случится удар, и таким образом смогут нанести ответный, во-вторых, такая стратегия позволяла не только ответить, но и сохранить шанс на упреждающий манёвр.
Интересно, что бомбы терялись и до начала проведения операции «Хромированный купол». В 1957 году грузовой самолёт ВВС США C-124 с тремя ядерными бомбами и зарядом для четвёртой вылетел с базы Довер из штата Делавэр в Европу. Во время полёта у машины отказало два двигателя, на оставшихся двух тяжёлый самолёт с грузом на борту удержать в воздухе было невозможно. Было принято решение избавиться от излишков топлива. Это мероприятие эффекта не дало. Решение было найдено — сбросить опасный груз. И сбросили: две бомбы похоронили в океане, примерно в 160 километрах от побережья Нью-Джерси. Самолёт с оставшимся ядерным боекомплектом успешно приземлился.
Потерянные бомбы
Ещё один случай произошёл в феврале 1958 года, когда бомбардировщик столкнулся в воздухе с истребителем. Говард Ричардсон и другие члены экипажа совершали сверхсекретный полёт на бомбардировщике B-47. Как рассказывает Ричардсон, несмотря на то, что это был тренировочный перелёт, на борту была водородная бомба весом 3,5 тонны — максимальная реалистичность учений.
«Внезапно мы почувствовали сильный толчок справа и увидели вспышку, — вспоминает отставной полковник. — Мы не поняли, что это было: что-то из космоса или… другой самолёт. У нас были катапультируемые сиденья, но я приказал их пока не использовать, чтобы оценить шансы на управляемое падение».
Машина поддалась управлению, несмотря на оторванное крыло и почти вырванный двигатель. Нужно было избавиться от балласта для того, чтобы совершить авариную посадку. Как говорит Ричардсон, решение было принято мгновенно — сбросить ядерную бомбу. И стратегическая доктрина позволяла это сделать, чтобы сохранить жизнь экипажа. Сохранить жизнь экипажа, чтобы погубить тысячи других людей — интересное положение… Тем не менее всё обошлось, но смертельное оружие до сих пор не найдено и вызывает опасение у всего восточного побережья США. Но власти призывают не волноваться: в отчёте об инциденте 2001 года говорится, что бомба находилась в транспортной конфигурации и не имела капсулы, необходимой для создания цепной реакции.
В 1958 мир снова был на грани уничтожения. Второй раз за год! На этот раз причиной мог стать человеческий фактор. Штурман Брюс Кулька по приказу командира отправился в бомбовый отсек для проверки: сработала сигнализация, возвестившая о неисправности фиксатора механизма сброса бомбы. Фиксатор Кулька не нашёл, но его внимание привлекло устройство для чрезвычайного сброса бомбы, которое он случайно привёл в действие. Три тонны отправились на встречу с землёй. Штурман чудом не последовал вслед за сброшенным грузом. Бомба упала в районе деревни Марс-Блафф, Южная Каролина, и взорвалась… Америку спасло то, что ядерная начинка хранилась отдельно. Никто из жителей не погиб, но шестеро членов семьи Грегг получили ранения.
Ещё один известный случай произошёл в январе 1961 года в небе над Северной Каролиной, когда бомбардировщик ВВС США B-52 c двумя термоядерными бомбами, мощность каждой из которых превосходила в 260 раз мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму, разрушился прямо в воздухе. Дозаправщик сообщил экипажу самолёта о том, что из правого крыла наблюдается утечка топлива. Пилотам было приказано уйти в зону ожидания для выработки остатков горючего и приступать к аварийной посадке, но этому случиться было не суждено: течь усилилась, и B-52 в течение трёх минут потерял 17 тонн топлива. Самолёт разрушался на глазах. На высоте трёх тысяч метров пилоты потеряли управление, машина падала: четыре члена экипажа успешно катапультировались, у третьего запасного пилота катапульты не оказалось, но он сумел покинуть самолёт через верхний люк, двоим не удалось выбраться и они погибли во время крушения. Один из катапультировавшихся погиб при приземлении. Бомбы отделились от самолёта на разной высоте. У одной из них сработала система парашюта, и она приземлилась практически неповреждённой. В 1990 году, когда рассекретили документы об этой аварии, стало известно, что у бомбы отключились три из четырёх предохранителя, то есть фактически бомба находилась в полной боевой готовности. Судьба второй до конца неизвестна — она угодила в болото и разрушилась. Были найдены лишь некоторые элементы, поиск остальных остановили из-за подхода грунтовых вод, затопивших местность.
В декабре 1965 года американцы решили в который раз испытать судьбу. С палубы авианосца «Тикондерога» неподалёку от острова Окинава в Филиппинское море укатился незакреплённый штурмовик «Дуглас A4D Скайхок». И всё бы ничего, но на борту самолёта была ядерная бомба B43, которая и поныне покоится на дне моря.
Роковая ошибка
В январе 1966 года произошла, пожалуй, самая известная катастрофа, которая стала поворотным моментом в изменении стратегии США по ведению ядерного патрулирования воздушного пространства. Бомбардировщик B-52 «Стратофортресс», несмотря на впечатляющую «дальнобойность», требовал дозаправки. Ошибка в оценке расстояния привела к столкновению бомбардировщика и самолёта-заправщика «Стратотанкер» на 10-тысячной высоте в небе над Средиземным морем. «Стратотанкер» моментально сгорел, не оставив экипажу шансов на выживание, а четверо из семи членов команды «Стратофортресса» сумели спастись. Их в течение 45 минут выловили жители рыбацкого посёлка Паломареса на южном побережье Испании. На борту бомбардировщика находилось четыре термоядерные бомбы B28, мощность каждой из которых составляла 1,45 миллиона тонн в тротиловом эквиваленте. На Хиросиму американцы сбросили бомбу мощностью 13 тысяч тонн.
Как предписывает инструкция, во время крушения ядерные бомбы следует сбросить на парашютах. Первую нашли испанские жандармы, вторая была обнаружена на следующее утро поисковым вертолётом в районе кладбища посёлка, над которым случилась катастрофа. Через час была найдена третья. Две последние бомбы, в отличие от первой, пострадали: произошла детонация взрывчатого вещества, которое разрушила капсулу с радиоактивным веществом, что стало причиной заражения территории площадью около двух квадратных километров.
Местоположение четвёртой оставалось неизвестным. До тех пор, пока не заговорил очевидец происшествия — местный рыбак Франсиско Ортс, который указал примерное место падения неизвестного объекта. Была организована масштабная поисковая операция, в которой приняли участие 34 корабля военно-морского флота США и порядка трёх тысяч водолазов. План поисков был составлен доктором математических наук Джонос Крейвеном на основе байесовской теории эффективного нахождения потерянных объектов. Чуть больше чем через месяц после начала поисков был обнаружен след бомбы, который она оставила за собой в результате «путешествия» по дну из-за сильного течения. Первая попытка подъёма оказалось неудачной — бомба сорвалась. И снова потерялась. Её удалось поднять на борт спасательного корабля «Петрель» лишь через 81 день после катастрофы.
Параллельно велись работы по обеззараживанию территории. Слой почвы был снят и транспортирован для захоронения на ядерном могильнике в Южной Каролине. Вместо него была завезена новая земля, но и в настоящее время есть места, которые считаются карантинной зоной, и проживание в ней не безопасно для жизни. На компенсации власти США потратили 711 000 долларов. Для сравнения: на поиски потерянной бомбы ушло около 84 миллиона.
После этого инцидента Испания и ряд других европейских стран запретили ВВС США полёты над своей территорией. Министр обороны США Роберт Макнамара настаивал на прекращении программы «Хромированный купол», так как на арене уже прочно закрепились баллистические ракеты. Второй аргумент: прекращение позволило бы сэкономить до 123 миллионов бюджета оборонного комплекса страны. Решение президента Линдона Джонсона — компромисс: сокращение количества вылетов с 24 до 4 в сутки.
Через два года после катастрофы близ Паломареса в январе 1968 года произошла ещё одна: неподалёку от Гренландии потерпел крушение бомбардировщик B-52G с четырьмя термоядерными бомбами. В 140 километрах от военной базы США Туле капитан Джон Хог подал сигнал бедствия: в кабине произошло задымление, машина оказалась неуправляемой. Хог и ещё один член экипажа катапультировались, один погиб. Бомбардировщик ушёл под лёд. Ядерного взрыва не произошло, но территория подверглась заражению. Снег и лёд грузили в контейнеры и вывозили в США. Говорят, что были найдены обломки только трёх из четырёх бомб…
Читайте также: Кто начал холодную войну? Русская и американская версии