Не пьём, а лечимся
В середине 19-го века Николай Леонтьевич Шустов организовал своё производство водки и других горячительных напитков. Бизнес он продвигал весьма креативно, например, следующим образом:
– придумал слоган: «Не пьём, а лечимся!»;
– строил взаимодействие с покупателями так, что те оказывались одновременно и слугами — чтобы покупали то, что было выгодно Шустову, — и хозяевами — чтобы они требовали в магазинах шустовскую продукцию; именно поэтому появилась реклама с формулировкой: «Требуйте везде шустовские наливки!»;
– выкупал под рекламу обложки популярных журналов;
– покупал место в прессе под специально придуманные анекдоты и загадки, где обязательно использовалась фраза «шустовский коньяк»: например, анекдот, в котором сын спрашивал у отца, что такое — «закон инерции», а тот отвечал, что это шустовский коньяк — мол, выпил одну рюмку, а вторую пьёшь уже по инерции;
– подкупал известных актёров, которые, выступая на сцене, просили по ходу роли подать им «шустовского коньяку», хотя, конечно, ни в одном классическом произведении этот напиток не упоминался, но с помощью денег можно добавить парочку нужных фраз в любую пьесу;
– подговаривал студентов устраивать драки в трактирах, если им говорили о том, что шустовской водки не наливают; наутро после мордобоя Шустов выкупал студентов из полицейского участка, а во всех газетах уже были заметки о том, почему произошёл инцидент в трактире;
– использовал «подсадных уток» — хорошо одетых джентльменов, которые заходили в пафосные европейские и американские рестораны и просили подать шустовского коньку; когда растерянные официанты заявляли, что такого нет, они расплачивались по счёту и уходили из заведения со словами, что больше в жизни не зайдут в такую дыру.
В общем, Шустов был настоящим гением маркетинга с неиссякаемой креативной фантазией!