Человек   

Интеллектуальные тесты

Уровни интеллекта — это первопричина профессиональных успехов. Проведение психологических тестов на измерение интеллектуального уровня помогает выявить способности сотрудника, определить потенциал карьерного роста и обучаемость. В этой статье представлен обзор подобных инструментов и разбор примеров тестирования.

Какие задачи решают интеллектуальные тесты:

  • оценивает потенциал к обучению;
  • помогает отобрать сотрудников, способности которых соответствуют занимаемой должности.

Структура тестов HT Lab

Провести оценку интеллектуальных возможностей человека можно с помощью разных видов психологического тестирования. В данной статье рассматривается продукт, разработанный специалистами HT Lab в системе тестирования сотрудников. Структура тестирования состоит из гибких оценочных параметров, которые полноценно разбирают умственный потенциал человека в привязке к профессии.

Десятибалльная шкала

Десятибалльная шкала (стэны) состоит из 5-ти диагностических зон. Градация указана по уровням интеллекта от высокого до низкого. Сравнение нормирования проводится на большой выборке, и респондент сравнивается с этой выборкой. Если у участника тестирования интеллектуальный потенциал оценен как средний, то его способности идентичны большинству респондентов из этой категории. Другие итоги (высокие или низкие) относятся к меньшинству и встречаются у 6% тестируемых.

Структура тестов

Время тестирования ограничено

Все методики имеют ограничение во времени, в том числе блоки или отдельные задания. Британский психолог Ганс Юрген Айзенк утверждает, что на показатель интеллекта влияют факторы:

  • скорость мышления;
  • настойчивость, определяемая числом попыток решить задачу;
  • ошибочность, показывающая количество неправильно выполненных заданий.

Чем выше мыслительная деятельность в сочетании с настойчивостью, тем лучше. Однако этапы тестирования состоят из вопросов разной сложности. И в ограничителях времени учтена возможность выполнения тяжелого задания.

Что интересно, временные рамки уравнивают возможность прохождения сложных задач для разных типов участников. Ограничение срока заданий мотивирует медлительных респондентов действовать быстрее и «тормозит» импульсивных участников оценки.

Большое количество тестовых заданий

Интеллектуальные тесты представлены расширенным банком заданий. Поэтому, тестирование поможет индивидуально оценивать возможности респондентов, обеспечивать правдивость и безопасность полученных результатов. При этом в алгоритмах сборки определенного варианта учтена равная представленность трудности заданий, тематики и разнообразия.

Гибкость и комплексность

Комплексные тесты разработаны для оценивания разных способностей интеллекта и для разных должностей. Также существуют одношкальные методики — для оценки только одной какой-то способности, например, внимания, критического мышления или способности к пониманию технических инструкций.

Перечень измеряемых способностей

В каждом тестовом блоке рассматриваются разные возможности интеллекта респондента. Например, в тесте «ТИПС» это шкалы:

  • вычисление;
  • лексика;
  • невербальная логика;
  • вербальная логика;
  • пространственное мышление;
  • показатель эрудиции;
  • обработка информации.
Перечень измеряемых способностей

Вычисление. Подразумевается анализ математического интеллекта по улавливанию числовых закономерностей, умению считать в уме.

Лексика. Проводится оценка словарного запаса соискателя. В тестовых заданиях встречается составление анаграмм — слов с помощью предоставленного набора букв. Люди с высокими показателями этой шкалы имеют широкий словарный запас, грамотность.

Невербальная логика. Интересная шкала, которая считается культурно независимой. Она показывает уровень функций базового мышления и умение понимать абстрактную информацию. Тестовые задания абстрактны, подходят для людей без высшего образования и знания языка.

Вербальная логика. Высокие показатели этой способности наблюдаются у респондентов, работающих с текстами — юристов, журналистов, копирайтеров. Вербальная логика оценивает умение делать выводы по фрагментам текста, выстраивать логические цепочки.

Пространственное мышление. Это конструктивно-технические возможности мозга. Высокие показатели пространственного мышления говорят о способности ориентироваться на картах, понимать чертежи, выражать мысли схемами, рисунками.

Эрудиция. Главная шкала для оценивания способностей управленцев. Эрудированность — это широкий кругозор, позволяющий быстро находить разные выходы из сложной ситуации. Человек может удерживать в фокусе внимания множество объектов, индивидуально рассматривая каждый из них, стремиться узнавать новую информацию.

Обработка информации. Эта шкала — предиктор к обучаемости и оценке интеллектуальных способностей в целом. Она показывает, насколько участник тестирования может выполнять монотонную работу, концентрироваться на заданиях. Иногда респонденты выдают высокие показатели по предыдущим шкалам и низкие по обработке информации, что говорит о сниженном внимании.

Особенности оценки способности «Обработка информации»

Результаты интеллектуального теста по этой шкале могут быть низкими по разным причинам, не только по причине сниженного внимания.

Почему способности к обработке информации уменьшается:

  • плохое самочувствие;
  • слабая мотивация — задания показались незначительными;
  • выгорание, умственная или физическая усталость;
  • определенный тип поведения, присущий конкретному человеку.

Последний пункт оценивается без участия тестируемого по анализу личностных особенностей. Например, у тревожных и импульсивных людей показатель обработки информации будет ожидаемо низким.

Сочетание способностей в интеллектуальном тестировании

Знание степени развития отдельных шкал респондента позволяет проанализировать эти результаты в совокупности. HR-специалисты выявляют типы интеллекта, постоянное развиваемые человеком способности, потенциал к обучаемости.

Существуют разные маркеры чтения шкал:

  • Флюидный показатель интеллекта по Кеттеллу говорит о способности решать новые задачи. Хорошие результаты будут в невербальной и вербальной логике, обработке информации.
  • Кристаллизованный интеллект по Кеттеллу можно увидеть в результатах выше среднего по шкалам лексика, вычисления и эрудиция.

С помощью результатов тестирования также можно определить тип интеллекта — гуманитарный или технический. Однако некоторые люди (полиматы) являются счастливыми обладателями обоих типов интеллекта. Технический «ум» будет правильно отвечать на вопросы и проходить задания в разделах вычислений, пространственного мышления, невербальной логики. Гуманитарии отлично справятся со шкалами лексики, эрудиции, вербальной логики.

Разбор психологических портретов руководителей на примере

В этом разделе рассматриваются результаты интеллектуального тестирования трех руководителей. На примере будут показаны возможности и ограничения интеллекта: высокого, среднего, низкого.

Высокий

Каждый человек распределяет свой энергетический потенциал по трем направлениям: когнитивному, волевому, эмоциональному. Когнитивное направление подразумевает интеллектуальную деятельность, воля — поступки и действия, эмоциональность — отношения в социуме и умение сосуществовать с окружающими людьми.

Считается, что человек с высоким интеллектом наибольшее количество энергии тратит на когнитивную сферу, а воля и эмоции уходят в дефицит. Вопрос в том, насколько тяжело высокоинтеллектуальный человек выстраивает отношения с людьми в коллективе и принимает понятные для всех решения. Условная гениальность считается сложной для поиска единомышленников.

Фактически, руководитель с таким мышлением останется «непонятым». Как выглядит такой человек в управленческой сфере:

  • опирается только на свои знания и решения;
  • не готов договариваться, идти на компромиссы;
  • свободен от моральных норм, следует собственной выгоде.

Высокоинтеллектуальный руководитель испытает трудности при ведении переговоров. Однако он сможет достичь высот там, где коммуникация с людьми не принципиальна. Стоит отметить, что подобные маркеры встречаются не у всех людей с высоким интеллектом. Кроме высоких когнитивных способностей, специалисты оценивают личностные особенности и мотивацию. Таким способом можно точнее спрогнозировать поведение человека в профессиональной среде.

Средний

Психологический портрет генерального директора по результатам теста «Бизнес-Профиль» демонстрирует средние возможности, очевидную пассивность, высокие показатели организованности и уравновешенности.

О чем это говорит:

  • 6,1 стэнов по интеллекту — хорошее среднее значение;
  • высокие показатели обработки информации и вычисления (выше среднего);
  • низкие параметры эрудиции.

В результатах тестирования прослеживается, что управленец организован, дисциплинирован, стрессоустойчив и аккуратен. Однако, руководитель явно пассивен и нерешителен, что говорит о неуверенности в своих профессиональных навыках. В результате он будет долго принимать решения и максимально уходить от рисков.

В личностных шкалах прослеживается низкая эмпатия, тестируемый определяется как интроверт. Вероятно, ему будет сложно коммуницировать с людьми, но эти функции обычно берут на себя заместители. То есть, интроверсия для генерального директора не считается явным недостатком.

Низкий

Оценка интеллектуальных способностей респондента практически на всех шкалах показывает низкие значения. Исключение — показатели невербальной логики и вычислений. Получается, что человек не эрудирован, не умеет мыслить пространственно, имеет ограниченный словарный запас (лексика).

При этом «невербальная логика» развита отлично — присутствует очень высокий показатель (9 стэнов).

Значит, респондент может анализировать информацию и логически мыслить гораздо лучше других людей. То есть, он умеет:

  • понимать целое и части;
  • классифицировать, анализировать и синтезировать информацию;
  • сравнивать, обобщать и абстрагироваться.

В результате прогнозируется обучаемость и способность решать сложные задачи, что не соответствует определению низкого интеллекта. Поэтому, в данном случае итоги тестирования кажутся спорными, их нужно проверять дополнительно.

Прогноз обучаемости

Саботаж, а не низкий интеллект

Оценку интеллекта можно считать морально чувствительной процедурой. Без подробных разъяснений необходимости проведения тестов сотрудники могут саботировать процедуру и давать намерено неправильные ответы. Например, руководитель несерьезно отнесся к онлайн-тестированию, в итоге получились низкие итоги по всем шкалам. При проверке выяснилось, что он справлялся с заданиями, но пролистал вопросы и намеренно выбирал неверный ответ. То есть, он знал правильные решения и специально выбирал противоположные варианты.

Подведение итогов

Интеллектуальные способности не всегда напрямую влияют на успешность человека в управленческой или профессиональной работе. В случае принятия решения о пригодности сотрудника необходимо проводить комплексную оценку всех показателей: интеллекта, мотивации и личности.

Перед прохождением тестирования важно мотивировать людей и пояснять, зачем нужна эта процедура и что она не навредит карьере.

Еще: