Интеллектуальные тесты
Уровни интеллекта — это первопричина профессиональных успехов. Проведение психологических тестов на измерение интеллектуального уровня помогает выявить способности сотрудника, определить потенциал карьерного роста и обучаемость. В этой статье представлен обзор подобных инструментов и разбор примеров тестирования.
Какие задачи решают интеллектуальные тесты:
- оценивает потенциал к обучению;
- помогает отобрать сотрудников, способности которых соответствуют занимаемой должности.
Структура тестов HT Lab
Провести оценку интеллектуальных возможностей человека можно с помощью разных видов психологического тестирования. В данной статье рассматривается продукт, разработанный специалистами HT Lab в системе тестирования сотрудников. Структура тестирования состоит из гибких оценочных параметров, которые полноценно разбирают умственный потенциал человека в привязке к профессии.
Десятибалльная шкала
Десятибалльная шкала (стэны) состоит из 5-ти диагностических зон. Градация указана по уровням интеллекта от высокого до низкого. Сравнение нормирования проводится на большой выборке, и респондент сравнивается с этой выборкой. Если у участника тестирования интеллектуальный потенциал оценен как средний, то его способности идентичны большинству респондентов из этой категории. Другие итоги (высокие или низкие) относятся к меньшинству и встречаются у 6% тестируемых.

Время тестирования ограничено
Все методики имеют ограничение во времени, в том числе блоки или отдельные задания. Британский психолог Ганс Юрген Айзенк утверждает, что на показатель интеллекта влияют факторы:
- скорость мышления;
- настойчивость, определяемая числом попыток решить задачу;
- ошибочность, показывающая количество неправильно выполненных заданий.
Чем выше мыслительная деятельность в сочетании с настойчивостью, тем лучше. Однако этапы тестирования состоят из вопросов разной сложности. И в ограничителях времени учтена возможность выполнения тяжелого задания.
Что интересно, временные рамки уравнивают возможность прохождения сложных задач для разных типов участников. Ограничение срока заданий мотивирует медлительных респондентов действовать быстрее и «тормозит» импульсивных участников оценки.
Большое количество тестовых заданий
Интеллектуальные тесты представлены расширенным банком заданий. Поэтому, тестирование поможет индивидуально оценивать возможности респондентов, обеспечивать правдивость и безопасность полученных результатов. При этом в алгоритмах сборки определенного варианта учтена равная представленность трудности заданий, тематики и разнообразия.
Гибкость и комплексность
Комплексные тесты разработаны для оценивания разных способностей интеллекта и для разных должностей. Также существуют одношкальные методики — для оценки только одной какой-то способности, например, внимания, критического мышления или способности к пониманию технических инструкций.
Перечень измеряемых способностей
В каждом тестовом блоке рассматриваются разные возможности интеллекта респондента. Например, в тесте «ТИПС» это шкалы:
- вычисление;
- лексика;
- невербальная логика;
- вербальная логика;
- пространственное мышление;
- показатель эрудиции;
- обработка информации.

Вычисление. Подразумевается анализ математического интеллекта по улавливанию числовых закономерностей, умению считать в уме.
Лексика. Проводится оценка словарного запаса соискателя. В тестовых заданиях встречается составление анаграмм — слов с помощью предоставленного набора букв. Люди с высокими показателями этой шкалы имеют широкий словарный запас, грамотность.
Невербальная логика. Интересная шкала, которая считается культурно независимой. Она показывает уровень функций базового мышления и умение понимать абстрактную информацию. Тестовые задания абстрактны, подходят для людей без высшего образования и знания языка.
Вербальная логика. Высокие показатели этой способности наблюдаются у респондентов, работающих с текстами — юристов, журналистов, копирайтеров. Вербальная логика оценивает умение делать выводы по фрагментам текста, выстраивать логические цепочки.
Пространственное мышление. Это конструктивно-технические возможности мозга. Высокие показатели пространственного мышления говорят о способности ориентироваться на картах, понимать чертежи, выражать мысли схемами, рисунками.
Эрудиция. Главная шкала для оценивания способностей управленцев. Эрудированность — это широкий кругозор, позволяющий быстро находить разные выходы из сложной ситуации. Человек может удерживать в фокусе внимания множество объектов, индивидуально рассматривая каждый из них, стремиться узнавать новую информацию.
Обработка информации. Эта шкала — предиктор к обучаемости и оценке интеллектуальных способностей в целом. Она показывает, насколько участник тестирования может выполнять монотонную работу, концентрироваться на заданиях. Иногда респонденты выдают высокие показатели по предыдущим шкалам и низкие по обработке информации, что говорит о сниженном внимании.
Особенности оценки способности «Обработка информации»
Результаты интеллектуального теста по этой шкале могут быть низкими по разным причинам, не только по причине сниженного внимания.
Почему способности к обработке информации уменьшается:
- плохое самочувствие;
- слабая мотивация — задания показались незначительными;
- выгорание, умственная или физическая усталость;
- определенный тип поведения, присущий конкретному человеку.
Последний пункт оценивается без участия тестируемого по анализу личностных особенностей. Например, у тревожных и импульсивных людей показатель обработки информации будет ожидаемо низким.
Сочетание способностей в интеллектуальном тестировании
Знание степени развития отдельных шкал респондента позволяет проанализировать эти результаты в совокупности. HR-специалисты выявляют типы интеллекта, постоянное развиваемые человеком способности, потенциал к обучаемости.
Существуют разные маркеры чтения шкал:
- Флюидный показатель интеллекта по Кеттеллу говорит о способности решать новые задачи. Хорошие результаты будут в невербальной и вербальной логике, обработке информации.
- Кристаллизованный интеллект по Кеттеллу можно увидеть в результатах выше среднего по шкалам лексика, вычисления и эрудиция.
С помощью результатов тестирования также можно определить тип интеллекта — гуманитарный или технический. Однако некоторые люди (полиматы) являются счастливыми обладателями обоих типов интеллекта. Технический «ум» будет правильно отвечать на вопросы и проходить задания в разделах вычислений, пространственного мышления, невербальной логики. Гуманитарии отлично справятся со шкалами лексики, эрудиции, вербальной логики.
Разбор психологических портретов руководителей на примере
В этом разделе рассматриваются результаты интеллектуального тестирования трех руководителей. На примере будут показаны возможности и ограничения интеллекта: высокого, среднего, низкого.
Высокий
Каждый человек распределяет свой энергетический потенциал по трем направлениям: когнитивному, волевому, эмоциональному. Когнитивное направление подразумевает интеллектуальную деятельность, воля — поступки и действия, эмоциональность — отношения в социуме и умение сосуществовать с окружающими людьми.
Считается, что человек с высоким интеллектом наибольшее количество энергии тратит на когнитивную сферу, а воля и эмоции уходят в дефицит. Вопрос в том, насколько тяжело высокоинтеллектуальный человек выстраивает отношения с людьми в коллективе и принимает понятные для всех решения. Условная гениальность считается сложной для поиска единомышленников.
Фактически, руководитель с таким мышлением останется «непонятым». Как выглядит такой человек в управленческой сфере:
- опирается только на свои знания и решения;
- не готов договариваться, идти на компромиссы;
- свободен от моральных норм, следует собственной выгоде.
Высокоинтеллектуальный руководитель испытает трудности при ведении переговоров. Однако он сможет достичь высот там, где коммуникация с людьми не принципиальна. Стоит отметить, что подобные маркеры встречаются не у всех людей с высоким интеллектом. Кроме высоких когнитивных способностей, специалисты оценивают личностные особенности и мотивацию. Таким способом можно точнее спрогнозировать поведение человека в профессиональной среде.
Средний
Психологический портрет генерального директора по результатам теста «Бизнес-Профиль» демонстрирует средние возможности, очевидную пассивность, высокие показатели организованности и уравновешенности.
О чем это говорит:
- 6,1 стэнов по интеллекту — хорошее среднее значение;
- высокие показатели обработки информации и вычисления (выше среднего);
- низкие параметры эрудиции.
В результатах тестирования прослеживается, что управленец организован, дисциплинирован, стрессоустойчив и аккуратен. Однако, руководитель явно пассивен и нерешителен, что говорит о неуверенности в своих профессиональных навыках. В результате он будет долго принимать решения и максимально уходить от рисков.
В личностных шкалах прослеживается низкая эмпатия, тестируемый определяется как интроверт. Вероятно, ему будет сложно коммуницировать с людьми, но эти функции обычно берут на себя заместители. То есть, интроверсия для генерального директора не считается явным недостатком.
Низкий
Оценка интеллектуальных способностей респондента практически на всех шкалах показывает низкие значения. Исключение — показатели невербальной логики и вычислений. Получается, что человек не эрудирован, не умеет мыслить пространственно, имеет ограниченный словарный запас (лексика).
При этом «невербальная логика» развита отлично — присутствует очень высокий показатель (9 стэнов).
Значит, респондент может анализировать информацию и логически мыслить гораздо лучше других людей. То есть, он умеет:
- понимать целое и части;
- классифицировать, анализировать и синтезировать информацию;
- сравнивать, обобщать и абстрагироваться.
В результате прогнозируется обучаемость и способность решать сложные задачи, что не соответствует определению низкого интеллекта. Поэтому, в данном случае итоги тестирования кажутся спорными, их нужно проверять дополнительно.

Саботаж, а не низкий интеллект
Оценку интеллекта можно считать морально чувствительной процедурой. Без подробных разъяснений необходимости проведения тестов сотрудники могут саботировать процедуру и давать намерено неправильные ответы. Например, руководитель несерьезно отнесся к онлайн-тестированию, в итоге получились низкие итоги по всем шкалам. При проверке выяснилось, что он справлялся с заданиями, но пролистал вопросы и намеренно выбирал неверный ответ. То есть, он знал правильные решения и специально выбирал противоположные варианты.
Подведение итогов
Интеллектуальные способности не всегда напрямую влияют на успешность человека в управленческой или профессиональной работе. В случае принятия решения о пригодности сотрудника необходимо проводить комплексную оценку всех показателей: интеллекта, мотивации и личности.
Перед прохождением тестирования важно мотивировать людей и пояснять, зачем нужна эта процедура и что она не навредит карьере.