5 причин, по которым люди всегда будут винить в преступлении жертву, а не преступника
Вы наверняка считаете себя справедливым и способным к состраданию человеком, не правда ли? Но в то же время, во время просмотра телевизионных сюжетов о жертвах преступлений вы часто мысленно говорите себе: «Он попался на удочку мошенников — ну надо же быть таким идиотом!», или: «Её изнасиловали, конечно — напялила короткую юбку и пошла на вечернюю прогулку, ничего удивительного!». Почему же люди склонны винить в преступлениях их жертв, а не преступников? Прежде всего…
1. …люди подсознательно считают, что жертвы заслуживают своих страданий
Невероятно сильные стремления, присутствующие практически у каждого человека — жажда справедливости и желание решать проблемы. Во многом именно это побуждает человечество к прогрессу — учёные создают новые лекарственные препараты, спасающие множество жизней, разрабатывают способы решения различных бытовых проблем и тому подобное.
Обратная сторона такого похвального стремления — если человек не знает, как справиться с проблемой, подавление импульса приводит к тому, что он начинает считать нынешнее положение вещей нормальным и справедливым.
В ходе некоторых экспериментов выяснилось, что когда человеку показывали, как незнакомого ему участника бьют электрическим током, первое, что он испытывал — сострадание и желание избавить незнакомца от мук. Если же после этого наблюдателю сообщали, что прекратить пытки невозможно, он начинал искать причины, по которым жертва электричества может заслуживать таких страданий.
Почему же так происходит? Абсолютное большинство людей считают себя, пусть это прозвучит несколько пафосно, частью большой человеческой семьи. Люди убеждены, что они не эгоистичны, что в каждом из них присутствует врождённое чувство справедливости, которое в случае чего заставит их превратиться в супер-героя и ринуться на помощь страждущим. Когда доходит до дела, оказывается, проще убедить себя в том, что всё случившееся вполне закономерно, а страждущие сами виноваты в том, что им приходится переживать.
Кстати новости не дают объективной картины жутких происшествий, ведь как известно…
2. …новости должны быть простыми и однозначными
Новости давно перестали быть средством информирования населения о его общественном долге и о важных вещах происходящих в стране и мире. Сейчас редакторы новостных программ, печатных изданий и интернет-ресурсов сосредоточены на простых, но значимых для людей историях. Зачем публиковать и выпускать в эфир серьёзные, но скучные сведения, скажем, объясняющие суть экономических проблем страны? Ведь можно повысить рейтинг ТВ-программы и число кликов на странице ресурса (а значит и прибыль), рассказывая о чём-то интересном и не требующем осмысления!
Новости — не о том, что происходит на самом деле, они повествуют об историях, затрагивающих какие-либо сферы жизни аудитории. Вспомните сюжеты о «пенсионерке Людмиле Петровне, которая стала жертвой мошенников» — такие очень любят выпускать федеральные каналы, предпочитая не упоминать о том, что среди причин подобных историй не только доверчивость гипотетических «Людмил Петровн», но и дыры в нашем законодательстве, а также зачастую неудовлетворительная работа правоохранительных органов.
Есть и ещё одна проблема, которая заключается в том, что…
3. …любая яркая история воспринимается как показательная
Люди умны — они верят только «широким объективным исследованиям» и «статистическим данным». Помните, как отзывался о статистике Марк Твен: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Но, о статистике как-нибудь в другой раз, сейчас — о наглой лжи, точнее о том, как мы сами себя вводим в заблуждение, а другие умело этим пользуются.
Чтобы создать у человека какое-либо впечатление, достаточно рассказать ему одну красочную и детальную историю, пусть даже она противоречит общему положению вещей. Человеческий мозг устроен так, что отдельные инциденты имеют для людей куда большее значение, чем безликая неосязаемая тенденция. История, рассказанная с множеством подробностей и именами героев запоминается куда лучше, чем десяток ничем не выдающихся случаев с безымянными действующими лицами. Обратив внимание на красочный пример, человек начинает считать его одним из многих, даже если эта история — скорее исключение, чем правило.
Очень часто такое происходит с жертвами изнасилований. В общественном сознании сформировалось мнение, что многие женщины способны оговорить мужчину, обвиняя его в насилии, хотя такое происходит, конечно, гораздо реже, чем настоящие изнасилования.
Конечно, вы можете возразить, что далеко не все и не всегда становятся в конфликтах на сторону агрессора, но это происходит реже, чем хотелось бы, так как…
4. …люди инстинктивно жестоки к жертвам
Существует такой психологический феномен, как обвинение жертвы — зачастую это не просто заявление: «Он сам виноват, что ему в голову всадили две пули!», а нечто более тонкое и трудноуловимое. Порой обвинение жертвы выглядит как: «Она могла вести себя по-другому — будь я на её месте, то точно бы такого не допустил!».
Люди склонны переоценивать свои силы и способности. Скажем, когда вы, идя по улице, видите, что кто-то попал в ДТП, то наверняка думаете что-то вроде: «Купил шикарную машину и права, а ездить не умеет, вот я бы точно не сплоховал в такой момент», если же за рулём разбитого автомобиля была девушка, то появляются мысли насчёт обезьяны с гранатой.
В то же время, оказавшись в подобной ситуации, вы тут же находите миллион причин, почему иначе и быть не могло и всё это не ваша вина — вот тот знак вы не увидели из-за солнечного блика, там сосед по трафику не включил сигнал поворота, а вот здесь дорога покрыта льдом и вообще: «Был тяжёлый рабочий день, я устал и не мог следить за всем на свете».
Согласно данным одного исследования, во время просмотра видео с сексуальными домогательствами женщины-соискательницы на должность со стороны мужчины-работодателя, чаще всего участницы эксперимента полагали, что жертва сама спровоцировала мужчину на сексуальное насилие. Когда же участницам предлагали вообразить себя на месте героини ролика, они внезапно начинали испытывать праведный гнев по отношению к «похотливому чудовищу», понимая ужас ситуации несчастной жертвы, которая вынуждена терпеть домогательства, чтобы получить заветную вакансию.
Пока мы наблюдаем ситуацию со стороны, не примеряя на себя роль пострадавшего, мы всегда подсознательно отождествляем себя с тем, кто демонстрирует силу, потому что…
5. …все любят насилие
Назовите главное правило фильмов с классическими хэппи-эндами, которые так всем нравятся? Верно — зло непременно должно быть уничтожено, или по крайней мере, наказано. Так происходит и в жизни: наказание виновного — один из самых популярных «методов решения проблем». Чтобы перевоспитать убийцу, а заодно показать всем, что бывает с такими выродками, нужно заставить его гнить в одиночной камере лет этак двадцать, не так ли?
Однако, задумайтесь — не лучше ли было бы не заставлять преступников страдать после совершения преступления, а предотвращать совершение ими новых правонарушений? Практика показывает, что пребывание в наших пенитенциарных учреждениях зачастую не перевоспитывает заключённых, а заставляет их вновь вступать на скользкую дорожку краж, убийств и наркоторговли.
Конечно, это не значит, что нужно распахнуть двери камер и впредь никого не сажать даже за самые тяжкие преступления — всё это говорит о несовершенстве нашей системы исполнения наказаний. Но если общество (а сотрудники ФСИН — такие же члены общества, как и мы) не так заинтересовано в перевоспитании маргиналов, как в их наказании, следовательно… Все просто хотят знать, что совершив преступление, человек неизбежно обречёт себя на долгие годы страданий.
Когда человек произносит фразу «цель оправдывает средства», это всегда (всегда!) означает, что он ищет оправдание жестокости или иному нелицеприятному поведению. Всемирная история показывает, что чудовищные преступления часто совершаются во имя самых высоких побуждений — будь то сугубо личные, но неизменно «благие» цели, забота о государственных интересах (которые «превыше всего») или, скажем, стремление «научить неверных истинной религии». Всё это наводит на мысль, что причины, по большому счёту, не имеют значения — человечеству просто нравится насилие.