4 частых заблуждения о конструктивной критике
Эта статья является переводом статьи колумнистки блога Cracked.com Кристины Эйч.
Люди создали целый ряд правил, связанных с конструктивной критикой, и смогли убедить множество других людей просто принять эти правила, как будто это очевидные истины, несмотря на то, что эти правила на самом деле очень глупые. Ниже — те самые глупые правила.
1. Критика конструктивна только тогда, когда в неё добавляют немного позитива
Наверное, самым большим заблуждением о «конструктивной критике» является то, что вы непременно должны сказать что-то позитивное тому, кому адресована критика, придать критике форму комплимента для того, чтобы намекнуть человеку, что делать дальше. И всё это вместо того, чтобы просто сказать ему, что так делать — нельзя.
Иногда люди сами видят, что-то не так. Они не знают, как это исправить, однако они видят что-то такое, чего вы не увидите до тех пор, пока они не расскажут вам. Так почему бы просто не попросить их присесть, чтобы они сами могли всё обдумать и найти решение?
А насколько полезно добавлять комплименты к критическим замечаниям? Несомненно, определённая польза в этом есть. Мы ведь не роботы. Если дать человеку некоторую надежду на то, что работу стоит продолжать, он охотнее будет двигаться вперёд. Если же критику не сопровождать комплиментами — человек будет чувствовать себя очень плохо. Тем не менее, вряд ли стоит каждое своё критическое замечание «приправлять» комплиментами. Через некоторое время эти «комплименты» будут выглядеть настолько вымученными, что критикуемый это заметит. И это деморализует его ещё сильнее, чем честная и жёсткая критика.
2. Критиковать вас может лишь тот, кто делает то же самое
Иногда режиссёр огрызается на зрителей, не желающих смотреть его ужасный фильм, и спрашивает у них, сколько фильмов сняли они. «Ни одного? Я так и думал. Тогда держите своё мнение при себе»!
Идея, что вы можете критиковать фильм только в том случае, если сами сняли какой-нибудь фильм, как и любая большая ложь, основана на частице правды. Некоторые элементы творческих профессий действительно можно понять только из практики и опыта. Это разные технические вещи, практическая работа, логистика, сочные инсайдерские сплетни, и тому подобное. И когда посторонний начинает читать лекции эксперту по этим вещам, то он обычно выглядит очень глупо.
Однако есть одна вещь, в которой все мы являемся экспертами: то, как именно мы смотрели предложенное нам кино. Если кино вам быстро надоело, и вы заскучали, то вы, безусловно, эксперт в том, насколько вам было скучно. Если вы возненавидели главного героя, то вы эксперт по ненависти к главным героям. Другими словами, пока вы воспринимаете что-то как личность, и высказываете об этом своё мнение, вы правы. А когда множество зрителей воспринимают картину похожим образом, их суммарное мнение становится ещё более значимым. И если большинство людей в зрительном зале просыпается только с финальными титрами вашего фильма, значит, с фильмом явно что-то не так, независимо от того, снимают зрители собственные фильмы, или нет.
3. Негативные отзывы могут прервать работу
Несомненно, иногда люди прямо говорят: «Увольте этого человека». Или: «Не ходите на этот фильм». И всем становится понятно, что они хотят предостеречь вас от совершения какой-то ошибки и сделать так, чтобы вы не повторили её в будущем. Но если вы создаёте то, чем по-настоящему гордитесь, и в то же время вы озабочены тем, что об этом скажут люди, тогда ваша мысль, звучавшая как «мне не нравится это» может стать похожей на «никогда больше не делай этого».
Такая подмена вызвана тем, что вы не воспринимаете отзывы о вашей работе отдельно от вашего собственного внутреннего голоса. Эти голоса в вашей голове всегда звучат дуэтом.
Cитуацию можно исправить с двух сторон: если критик сможет закончить свой отзыв на позитивной ноте, и если тот, кто выполняет работу, сможет удалить внутренние голоса, которые он подсознательно объединил в собственной голове. Главное здесь помнить, что ваш внутренний страх потерпеть неудачу говорит одно, а комментатор в сети говорит что-то другое, и эти высказывания необходимо воспринимать строго по отдельности. И очень полезно при этом помнить, что если у людей накопилось множество отрицательных отзывов о какой-то вещи и они не поленились их высказать, то это значит, что критикуемая вещь людям действительно нравится. Иначе они просто не стали бы тратить столько времени на её критику.
В следующий раз, когда вы увидите, как кто-то старательно перечисляет все недостатки вашей работы, подумайте о причине, которая заставила этого человека так долго думать об этих недостатках. Возможно, он думал об этом так долго потому, что ему по-настоящему нравится то, что вы делаете.
4. Критика способна вдохновлять
Многие люди думают, что если они кого-то критикуют, то это заставляет критикуемых стать лучше или даже стать равными критику. Это очередная глупость. Для примера возьмём крайний случай. Предположим, вы циничный глава киностудии и откровенно наживаетесь на ужасном вкусе миллионов зрителей, смотрящих ваш фильм «Трансформеры». И когда вы будете принимать следующее маркетинговое решение о выпуске сиквела к «выстрелившей» франшизе, ставшей вашей «дойной коровой», вас будет очень сильно интересовать то, что о ней думают зрители. Так что вам придётся усиленно делать вид, что вы внимательно слушаете заявления зрителей о том, что «в фильме маловато взрывов», о том, что «на Меган Фокс слишком много одежды», даже если вы этих зрителей презираете.
С другой стороны этих «весов» будут непосредственные создатели фильма, которые никогда не принимают никаких поправок к фильму от тех, кто «не их ранга». Они не хотят признавать зрительские поправки потому что думают, что с таким признанием они потеряют часть своего влияния. И это будет означать, что они далеко не так хороши, как думали о себе.
В действительности, если признать правоту другого человека о какой-то не слишком значительной вещи, то человек тот от вашего признания не получит ничего. И более того, признав какую-то незначительную ошибку, вы даже сможете выглядеть лучше в глазах того человека.
И наоборот, когда вы вынуждаете кого-то признать, что были правы, а он ошибался по поводу какой-то незначительной проблемы — это не возвышает вас над ним, и не даёт вам никаких дополнительных возможностей, позволяющих решить какие-то проблемы.
Критика — это просто мнение других о вашей деятельности. И не более того.