5 фактов, которые изменят ваше представление о восприятии цвета
Вы когда-нибудь задумывались о своём восприятии цвета, о том, какими вы видите различные оттенки окружающего мира? «Что тут думать — вот красный, вон там синий, а вот это, конечно зелёный, ничего интересного» — ответите вы и будете неправы. Цветовосприятие представляет собой сложный психофизиологический процесс, некоторые особенности которого до сих пор не до конца понятны учёным. Предлагаем вашему вниманию пять любопытных фактов, способных сделать палитру вашей картины мира разнообразнее, а воспринимаемые цвета — ярче и насыщенней.
1. В некоторых языках разные цвета обозначаются одним словом
Жители Страны восходящего солнца, говоря о синем или зелёном цветах, называют их одним и тем же словом «ао» (яп. 青青い), поэтому объяснить японцу на его родном языке, в чём разница между двумя оттенками, будет непросто — многие из (особенно старшего поколения) даже не различают эти цвета.
Вплоть до оккупации Японии американцами после окончания Второй мировой войны для её граждан не было разницы между синим и зелёным, однако постепенно ситуация изменилась. Японцы позаимствовали некоторые английские слова для обогащения своего наречия, в том числе понятия, обозначающие цвет — так английское «blue» стало «buryu» (яп. ブリュ), в результате чего новые поколения начали различать синий и зелёный, хотя до сих пор например, разрешающий сигнал светофора в Японии вместо зелёного, как в большинстве стран, может быть синим.
Подобная ситуация с названиями цветов наблюдается и в некоторых других языках — например, в наречии одного из племён Новой Гвинеи синий и зелёный так же, как в японском обозначаются одним словом, во вьетнамском нет чётких границ между обозначением красного, оранжевого и жёлтого, а у народности дани, родом с западной окраины острова Новая Гвинея, и вовсе есть только два слова, описывающих цвет — «тёмный» и «светлый».
2. В Средние Века косметику производили из египетских мумий
В наше время женщины уделяют огромное внимание составу косметики, которой они пользуются. Большинство современных косметических компаний производят компоненты своих продуктов в стерильных, практически лабораторных условиях, однако так было не всегда — скажем, средневековые мастера косметических дел, чтобы создать тени яркого цвета, который бы понравился капризным европейским модницам, старались найти ингредиенты один экзотичнее другого. В ход шли минералы, редкие растения, измельчённые насекомые, продукты животного происхождения, вроде толчёного рога оленя или семенной жидкости быка и даже… человеческие останки.
Европейские купцы времён позднего Средневековья бойко торговали вывезенными из Египта мумиями. От клиентов не было отбоя — врачи не уставали нахваливать полезные свойства чудодейственных препаратов, содержащих мумифицированную человеческую плоть. Позже дошло до того, что из останков начали добывать коричневый краситель, который в числе прочего, входил и в состав косметических средств — иначе говоря, европейские модники-аристократы украшали свои лица высохшими трупами египетской знати.
Подобная практика сохранялась на протяжении нескольких столетий, однако со временем люди начали понимать, что торговать мёртвыми не слишком этично и вывоз мумий из Египта запретили. Больше других от таких санкций пострадали не только производители косметики, но и художники — поговаривали, что некоторые из них даже вынуждены были прятать своеобразные «тюбики с коричневой краской» от любопытных глаз.
3. Люди могут видеть несуществующие цвета
Вероятно, вы понимаете, что само явление восприятия цветов существует только у нас в голове, а поступающая в мозг информация о цветах ограничена возможностями наших глаз.
В человеческих органах зрения за цветовое восприятие отвечают так называемые колбочки — один из видов фоторецепторов. Существуют три вида колбочек, каждый из которых чувствителен к световым волнам разного диапазона — одни отвечают за фиолетово-синюю часть видимого спектра, другие за зелёно-жёлтую, а третьи за жёлто-красную.
В силу особенностей работы мозга мы не можем воспринимать оттенки, сочетающие оппонентные цвета, такие как синий и жёлтый, зелёный и красный, белый и чёрный — у нас в голове они «смешиваются», поэтому в первом случае мы видим зелёный, во втором коричневато-бурый, а в третьем серый. Сотрудники Стэнфордского университета в ходе одного из экспериментов нашли способ обмануть цветовосприятие его участников, в результате чего добровольцы смогли увидеть так называемые «невозможные» оттенки. Чтобы понять, о чём идёт речь, пару минут внимательно понаблюдайте за чередованием жёлтых кругов и чёрных квадратов — в какой-то момент вы наверняка увидите «невозможный» насыщенный синевато-чёрный цвет под названием «стигийский синий».
4. Какого цвета Вселенная?
В 2002-м году группа американских учёных из университета Джонса Хопкинса, проанализировав данные о световых характеристиках более чем 200 тыс галактических систем, полученные их австралийскими коллегами, выяснили, что общим цветом всей Вселенной можно считать бежевый (светло-серо-коричневый) — именно такой цвет получился в результате смешения цветов всех галактик выборки.
После совершения открытия поистине эпохальной важности оставалось только дать «вселенскому цвету» какие-нибудь звучное имя и оно было найдено — оттенок назвали «космический кофе с молоком».
5. Человечество в долгу перед голубыми
С чем у вас ассоциируется голубой цвет? Скорее всего, наиболее популярными ответами будут небо или море и никто не вспомнит о цианобактериях — сине-зелёных водорослях, являющихся самой важной формой жизни на нашей планете. Эти микроорганизмы, окрашенные в различные оттенки голубого (в пер. с греч. «cyanus» значит «голубой»), в процессе своей жизнедеятельности создали на Земле условия, способствовавшие эволюции и появлению других живых организмов.
Во-первых, цианобактерии самым непосредственным образом участвуют в процессе азотфиксации, то есть выделения азота из воздуха и образования азотсодержащих соединений, пригодных для использования растениями и другими формами жизни. Во-вторых, именно цианобактерии около 2,4 млрд лет назад сформировали атмосферу Земли в том виде, в котором мы знаем её сегодня (за исключением различных «ингредиентов», которые выбрасываются в атмосферу промышленными предприятиями и автомобилями). В-третьих, они обогащают почву ценными веществами, вроде аминокислот и витаминов, а отмирая, цианобактерии сами становятся частью горных пород и почвы. Этот список можно продолжать очень долго — роль цианобактерий в природе трудно переоценить. Без них не было бы ни растений, ни животных, ни людей, ни компьютеров, ни этой подборки, так что можно сказать, люди всем, что у них есть, обязаны голубым бактериям.