Города превращаются в ульи
Сегодня более половины населения живет в похожих на муравейники местах, называемых городами. Означает ли это, что мы находимся в переломной точке эволюции, и готовы стать «общественными животными», такими, как пчёлы или муравьи? Это не кажется таким уж невероятным. Мы поговорили с учёными, чтобы узнать, развиваются ли городские люди в некие суперорганизмы.
Чтобы понять, могут ли люди сформировать колонии, как у пчёл, или объединяться в один коллективный разум, вначале нужно получить рабочее определение того, что такое индивидуальность. Но вся эта идея об «отдельном организме» намного запутаннее, чем кажется. Джоан Страссман, биолог из Университета Вашингтона, и её коллега Девид Куэллер опубликовали работу, в которой указали, что определить отдельную форму жизни — невероятно тяжело. Учёные в своей работе используют термин «развитие» для того, чтобы описать процесс становления отдельного организма. Они подчёркивают, что даже наша «индивидуальность» является результатом социального процесса, в ходе которого множество организмов объединились для того, чтобы постепенно сформировать наше многоклеточное самосознание. В каком-то смысле мы уже ульи. Наши тела состоят из миллионов клеток, которые самоотверженно сотрудничают друг с другом, живут и умирают за свою колонию.
Давайте войдем в сферу предположений, и подумаем, могли бы люди развиться до «общественных животных», формирующих большие колонии. Эта тема постоянно поднимается в научной фантастике: там люди в какой-то момент сталкиваются с некой группой, все участники которой ведут себя как часть муравьиной или пчелиной колонии, и каждый из них для выживания своей группы готов пожертвовать всем, включая собственную жизнь. Не идёт ли человеческое развитие в том же направлении?
Страссман сомневается, что человеческие города уже можно считать подобными колониями.
«Главные вещи, которые могут привести человеческую группу к высочайшей организованности, это подавление всех конфликтов и повышение уровня сотрудничества. Такое может произойти только при высочайшем уровне взаимосвязанности. Но в настоящее время конфликтов всё ещё очень много».
Она также указала, что лучшими кандидатами для формирования взаимосвязанных групп являются клоны. Однако люди слишком далеки от того, чтобы быть генетическими копиями друг друга.