Веру в Бога и призраков порождает ошибка в механизме мышления
Современный метод изучения религиозных идей и поведения связывает их вездесущность и сходство наших верований с приспособлением человеческих психических процессов к выживанию в доисторические времена. Он опирается на некоторые особенности психологии человека.
Во-первых, когда случается какое-то событие, мы полагаем, что его причиной было живое существо. Другими словами, мы допускаем некоторую силу, стоящую за этим событием. Шорох куста или звук ломающейся ветки может быть вызван ветром, но намного эффективнее для выживания принять его за льва и убежать.
Выжившие с лёгкостью приписывали эти события неизвестной силе и передали свои гены через поколения, всё больше и больше развивая способность мозга делать поспешные выводы.
Вторая особенность нашей психики заключается в том, что понимание чужого поведения требует от вас понимания и чужих мыслей и убеждений. Эта идея подразумевает, что мы автоматически предполагаем существование каких-либо причин того или иного поведения других, которые мы пытаемся выяснить, чтобы лучше понять, почему другие ведут себя именно так.
Как это связано с верой в богов? Представьте себе извержение вулкана. Не обладая знаниями геологии, наши предки приписывал это деяние некоему существу — но определённо обладавшему сверхъестественными способностями. И почему ему нужно было устроить это разрушение? Возможно, извержение — это наказание, потому что племя не выполняло желания этого существа.
Этот простой пример должен помочь проиллюстрировать сложную работу механизмов, ведущих к появлению веры в богов, также как и призраков, и других сверхъестественных существ.
Объединив эти идеи вместе, можно объяснить существование религиозных идей и поведения. Можно даже пойти дальше и предположить, что если эти идеи верны, то религия — это просто побочный продукт ошибки работы человеческого мышления.