10 проектов на стыке искусства и науки
Как правило, мы делим людей на две категории: с аналитическим, научным складом ума и творческих. Но в реальной жизни всё не так однозначно. Есть много художников от науки — людей, которые превращают в творчество биологию или метеорологию. Иногда весьма странным образом.
1. Метеорит, который полетит обратно в космос
Около 5000 лет назад на Землю упал железный метеорит. Это произошло недалеко от современного Буэнос-Айреса, Аргентина. Метеорит, сегодня известный как Кампо-дель-Сьело, оставался на Земле на протяжении тысячелетий. Иногда туземцы отковыривали от него кусочки металла, чтобы ковать оружие, а некоторое время спустя испанцы изрыли всю местность в надежде найти месторождение железа. И в итоге фрагмент метеорита оказался у шотландской художницы Кэти Патерсон.
Проект Патерсон под названием «Кампо-дель-Сьело: Поле неба» отправил метеорит на переплавку — кусок железа расплавили, залили в форму и дали металлу затвердеть. Железный камень весом 110 кг после этого выставлялся в Селфриджесе, Лондон.
Но Патерсон с метеоритом ещё не закончила. Второй этап проекта подразумевает его запуск обратно в космос.
Патерсон, заручившаяся помощью Европейского космического агентства, планирует отправить метеорит обратно к звёздам на борту грузового несущего космического аппарата. Это в значительной степени символический жест — Патерсон надеется вдохновить таким образом следующее поколение астрономов и заставить людей подумать о происхождении жизни и Вселенной. Вот как много надежд возлагается на одну маленькую скалу.
2. Облака в комнатах
Облака всегда пленили людей. Кто хоть раз в жизни не искал в небе воздушные замки или пушистых слонов? Да и художники часто изображают облака на своих холстах — примером могут служить «Крик» Мунка или «Восемь склянок» Гомера. А голландский художник Бернднаут Смилд стал первым в мире создателем собственных облаков. Он забросил кисти и краски и полностью положился на науку, чтобы создавать настоящие облака.
С 2012-го года Смилд объездил весь земной шар в поисках церквей и галерей, подходящих для его метеорологической магии. В итоге он наконец нашёл идеальное место, привёз туда машины и начал творить. В комнате должен быть подходящий «климат», и Смилд тратит по нескольку дней, чтобы отрегулировать температуру и влажность, поливая водой полы. Когда время пришло, он выпускает из своей машины туман — и появляется облако.
Иногда Смилд делает кучевые, иногда дождевые, иногда и перистые облака. К сожалению, существуют они всего несколько секунд — за это время художник успевает сфотографировать свою работу. И, несмотря на научный подход, Смилда интересует эфемерный аспект его работы — облако живёт всего мгновение, а затем исчезает.
3. Фиолетовое смещение
Любители искусства, посетившие «Фиолетовое смещение» Анжело Вермюлена в 2005-м году, получили шанс продемонстрировать свои божественные силы. Мало того, что интерактивная инсталляция дала гостям контроль над жизнью и смертью, она также дала им власть творца.
Объединившись с эволюционным биологом Люком-Де Мистером, Вермюлен соорудил ряд аквариумов, в которых плавали голодные рыбы и водяные блохи. Аквариумы были разделены горизонтальными дырявыми досками. Дыры были достаточно малы, чтобы удерживать рыбу на дне, но достаточно большими, чтобы ракообразные блохи могли свободно плавать туда и обратно. Конечно, любая водяная блоха знает, что лучше держаться от стаи рыб подальше, правильно? Ну, всё зависит от освещения.
Над аквариумами располагались прожекторы, подключённые к датчикам движения. Большую часть времени огни были ярко-жёлтыми, что для блох было очень хорошо — привлечённые ярким жёлтым светом блохи плавали в верхней части аквариума. А вот синий цвет водяные блохи не любят. Синий для них означает открытую воду и, соответственно, хищников. Поэтому, когда к аквариуму подходил посетитель, желтый цвет сменялся синим, и блохи в панике бежали на самое дно аквариума, к рыбам. Иными словами, всякий подошедший к аквариуму человек обрекал блох на гибель.
Но некоторые водяные блохи в конце концов поняли, что происходит. Они преодолели естественный страх синего света и остались в живых. Это была микроэволюция в действии, адаптация к замкнутому пространству — именно то, что хотел увидеть Вермюлен.
Конечно, «Фиолетовое смешение» затрагивает несколько интересных вопросов: допустимо ли убивать во имя искусства, например. Но рыб такие проблемы не волнуют — уж они-то на такой вопрос с уверенностью ответили бы «да».
4. Одежда из бактерий
Надоело тратить время на беготню по магазинам? Тогда купите пару банок с чайным грибом Комбучей и выращивайте одежду самостоятельно.
Мы, конечно, всё упростили, но нечто подобное в течение многих лет делает модельер Сюзанна Ли. С помощью нескольких миллионов микробов директор научно-исследовательского проекта «BioCouture» создала целую линию курток, рубашек и ботинок.
Сначала Ли заваривает 30 литров зелёного чая и добавляет очень много сахара. После того, как чай остывает, Ли добавляет в него смесь бактерий и дрожжей, которые поедают сладкую смесь. В процессе существа выделяют нановолокна из целлюлозы, образующие на верхней части ванны липкий лист. Через пару недель у Ли есть лист материала около 2,5 см толщиной. Сначала она моет и сушит его, а затем начинает творить.
Текстура творений Ли зависит от рецепта, который она использует. Материал может быть почти прозрачным, похожим на бумагу, или более толстым и жёстким. Ли нарезает материал на куски и оборачивает их вокруг манекена. Нити сливаются вместе, и в итоге получается полноценная одежда.
Ли надеется, что когда-нибудь сможет делать одежду из самих микробов. Ещё она мечтает об одежде, которая будет питать тело и даже защитить людей от болезней.
5. Лица, сделанные из ДНК
Большинство людей не обращают никакого внимания на прилипшие к тротуару жевательные резинки. Но не Хизер Дьюи-Хагборг: она проводит свои дни на улицах в поисках выброшенной жвачки, окурков, прядей волос — чем свежее, тем лучше. Дьюи-Хагборг использует эти мерзкие на первый взгляд подсказки, чтобы получить представление о чужих лицах. Ключ — в ДНК.
Своё ДНК вы разбрасываете повсюду: вы бросаете окурок или теряете волос — и оставляете ключ к вашей личности. Эти ключи Дьюи-Хагборг приносит в Бруклинскую биотехнологическую лабораторию под названием «Genspace». Там она выделяет из мусора последовательности ДНК (например, те, что отвечают за черты и размеры лица, пол, цвет волос, вероятность ожирения и прочее) и вбивает данные в компьютерную программу. Затем она создаёт «портрет» курильщика или любителя жевательной резинки. Конечно, лица не являются идеальными копиями оригиналов, но, по словам Дьюи-Хагборг, «семейное сходство» есть.
Поскольку нью-йоркская художница не может определить возраст, все её модели выглядят лет на 30. Когда она заканчивает портрет, она печатает его на 3D-принтере и — вуаля! — фотография без фотоаппарата.
Проект под названием «Странные видения» — удивительный пример того, как далеко мы продвинулись в технологиях. Работа Дьюи-Хагборг может оказаться полезной не только для искусства — однажды судебно-медицинский эксперт попросил её помочь опознать тело неизвестного человека.
Но есть и много жутких последствий. Если даже художница с улицы может воссоздать облик незнакомого человека, то на что способно правительство? Дьюи-Хагборг хочет, чтобы именно об этом мы и задумались. «Странные видения» — это вопрос о личной жизни и слежке. Но одно можно сказать наверняка: этот проект заставит человека дважды подумать, прежде чем кинуть окурок на мостовую.
6. Петуния с человеческими генами
Эдуардо Кац может не походить на классического сумасшедшего учёного, но не позволяйте его нормальному виду вас обмануть. Бразильский художник известен благодаря своему «трансгенному искусству» — он изменяет природу и создаёт новые формы жизни.
Вот, к примеру, флуоресцирующий кролик. С помощью одного французского учёного Кац взял из хрустальной медузы (это существо светится в темноте) флуоресцентный белок. Затем Кац подсадил белок в кроличью яйцеклетку, и в 2009-м году родился биолюминесцентный кролик Альба. Всякий раз, когда кроха прыгала под ультрафиолетом, она светилась зелёным. Конечно, проект возмущает защитников прав животных, но это не помешало Кацу создать ещё один необычный гибрид.
В 2009-м году Кац представил миру Эдунию — розовую петунию с человеческими генами. Эти гены пожертвовал для Эдунии лично Кац. Художник попросил учёных взять его кровь, скопировать генетическую последовательность из иммунной системы и ввести ген в растение.
Иммунная система различает чужеродные тела и внешние угрозы, так что добавление такого гена в петунию символически означает, что у Эдунии есть самоощущение. Кроме того, у Эдунии есть красные прожилки, похожие на кровеносные сосуды. Кац назвал своё творение «растиловеком» и гордо выставил на всеобщее обозрение на дисплее в Художественном музее Вайсмана в Миннеаполисе.
«Оно живёт, — заявил он. — Оно так же реально, как вы или я. Природа не смогла сделать ничего подобного, а я смог». Будем надеяться, что на этом безумный гений остановится и не превратит наш маленький уютный мирок в магазинчик ужасов.
7. Съедобная опера
Будем честны — опера нравится не всем. Но если вам не нравится то, что вы слышите, быть может, опера понравится вам на вкус.
Лондонские художники Майкл Бёртон и Мичико Нитта нашли способ превращать голос оперного певца в незабываемый вкусовой опыт. Вместо кастрюлей и сковородок Бёртон и Нитта придумали «альгракультуру» — научно-фантастический костюм из труб, обвивающихся вокруг тела носителя, при этом одна трубка вставляется в рот. Так случилось, что первым владельцем костюма стала Луиза Эшкрофт — меццо-сопрано с особенно сильным голосом.
Каждый раз, когда Эшкрофт поёт, она выдыхает углекислый газ, который идёт по трубам вниз и в итоге попадает к колонии водорослей глубоко внутри костюма. Эукариоты поедают углекислый газ, а с помощью некоторых быстродействующих удобрений к концу выступления Эшкрофт они становятся большими, вкусными и готовыми к употреблению.
Мало того, что дыхание певицы играет важнейшую роль, голос Эшкрофт также влияет на цвет, текстуру и вкус водорослей: от того, как она поёт, они могут получиться горькими или сладкими.
8. Сыр из человеческих бактерий
Знаете, как пахнет лимбургский сыр? Ну, напоминает запах потных ног, но это не слишком удивительно — в конце концов, для изготовления лимбургского сыра используются те же бактерии, что отвечают за этот запах. Между прочим, многие сыры, например, пармезан и американской чеддер, делаются из лактобацилл — тех же микроорганизмов, что водятся в нашей пищеварительной, мочеполовой и половой системе. Микробиолог Кристина Агапакис и эксперт по запахам Сиссель Толаас просто решили пойти немного дальше.
Агапакис и Толаас взяли ватные тампоны и приложили их к разным частям тел людей: в ноздри, в ротовую полость, на пупок, на глаза, чтобы взять несколько слезинок, и даже протёрли тампонами несколько пальцев ног. Затем они смешали полученные таким путём микроорганизмы со свежим молоком и создали 11 сыров, и каждый отчётливо пах своим «донором». К сожалению бесстрашных гурманов, сыры не предназначены для еды — они стали экспонатами на выставке в Галерее науки в Дублине «Вырасти себя сам… Жизнь после природы».
Этот проект под названием «Самоделка» должен помочь людям лучше понять микробов и их роль в человеческой жизни — в частности, заставить людей задуматься, почему они настолько грязные, что из них можно сделать сыр.
9. Человек с третьим ухом
Австралийскому художнику Стеларку не нужен холст — он рисует на своём теле. С 1970-х годов Стеларк уже успел подвесить себя в воздухе на металлических крючках, покружить вокруг гигантского робота, запихнуть камеру себе в желудок и даже подключить себя к интернету. Но в своём последнем эксперименте Стеларк превзошёл сам себя.
Проект под названием «Ухо на руке» полностью соответствует своему названию: из собственных клеток Стеларк и врачи создали биосовместимый каркас в форме уха. В 2006-м году они хирургическим путём вживили каркас в левое предплечье Стеларка, и теперь у него есть недоразвитое третье ухо. Само собой, без внимания новый орган Стеларка остаться не мог — реакции разные, от любопытства до отвращения. Тем не менее, художник с ухом пока не закончил — он хочет сделать несколько операций для увеличения органа и наращивания мочки.
На заключительном этапе планируется снабдить ухо микрофоном и беспроводным передатчиком — Стеларк хочет подключить ухо к интернету, чтобы любой желающий мог слышать то, что слышит он сам. Он даже хочет отвечать с помощью уха на телефонные звонки. Голос звонящего Стеларк услышит в своей голове благодаря имплантированному в рот передатчику. Да, вот он — настоящий человек искусства.
10. Родить акулу
Японская художница Аи Хасегава столкнулась с двойной дилеммой. Во-первых, она хотела родить, но при том твёрдо уверена, что по планете и так уже ходит слишком много людей. Во-вторых, она беспокоится об окружающей среде, но ценит исчезающие виды животных. Большинство людей никак не связали бы эти дилеммы между собой, но Хасегава решила убить двух зайцев одним выстрелом — родить акулу.
Хасегава рассматривала возможность родить дельфина или тунца, но в итоге остановилась на короткопёрой колючей акуле. Почему акула? По словам художницы, они находятся под угрозой исчезновения, живут почти так же долго, как человек, и самое главное — они вкусные.
После родов Хасегава планирует выпустить акулу в дикую природу — по её мнению, рыбе необходимо провести некоторое время в океане, чтобы стать вкусной. Акуле имплантируют GPS-устройство, чтобы, когда кто-нибудь её поймает, Хасегава могла бы разыскать её, купить несколько кусков филе и съесть собственную «малышку».
Правда, есть одно «но»: человек не может родить акулу. Однако будущая мама считает, что природу можно обмануть. Сейчас она работает с гинекологом, чтобы увеличить свою матку и превратить её этакий «аквариум». Также она планирует создать в себе генетически изменённую «акуло-человеческую» плаценту, чтобы сберечь акулёнка от антител. Наконец, она считает, что идеальной мамой станет кто то, кто богат, одинок и с менопаузой — не придётся даже принимать какие-нибудь лекарства, чтобы приостановить месячные. А ещё маме должны нравиться акулы.
Звучит, как полное безумие, но проект Хасегавы поднимает интересный вопрос. Если женщина выносила животное, то этично ли его есть? Сама Хасегава считает, что проблем нет — многие рыбы, например, поедают собственную икру. В природе такое происходит каждый день.