Как вас могут обманывать ваши собственные уши
Диана Дойч занимается изучением памяти и музыкальной терапии, в частности тем, откуда у людей берётся абсолютный слух. Также она работала над слуховыми галлюцинациями: с помощью ушей можно обмануть мозг так же, как и с помощью глаз. Отличие только одно — в случае с глазами мы быстрее распознаём обман.
Некоторые выявленные Дойч слуховые иллюзии многим из нас знакомы. Например, вы ещё с несколькими людьми слышите музыку, доносящуюся из другой комнаты. Некоторые слышат, как ноты возрастают, другие — как убывают. Два человека слышат мелодию по-разному, потому что тон мелодии неоднозначен.
Суть в том, что мелодия состоит из двух последовательно представленных тонов, отличающихся друг от друга на пол-октавы (интервал известен как тритон). Ноты в мелодии чётко определены, но октаву разобрать невозможно — одна и та же нота в разных октавах звучит по-разному, и отсюда возникает иллюзия.
Есть и более распространённые иллюзии, которые часто встречаются в повседневной жизни, но мы их не замечаем. Ключом для большинства из них является иллюзия октавы, она же иллюзия Дойч: если звуки играют поочерёдно то в одном ухе, то в другом, то это сбивает мозг с толку.
Для примера представьте себе человека в наушниках: в одном ухе музыка играет ноту на октаву выше, в другом — на октаву ниже. Человек при этом не может переключаться между ушами: хотя он слышит разные звуки в каждом ухе, ему кажется, что он в обоих ушах слышит один и тот же звук.
Другой пример — шкала иллюзий Дойч. Для прослушивания вам понадобятся наушники. В первой части видео одновременно звучат восходящие и нисходящие ноты, для каждого уха свои. В одном из наушников связная мелодия периодически сменяется какофонией, но ваш мозг смешивает звуки, поступающие из левого и правого уха, вместе, и вы в итоге слышите нечто отличное от того, что на самом деле играет.
И, наконец, иллюзия фантомных слов: два динамика играют два звука, они чередуются для правого и левого динамиков, и эти звуки отдалённо напоминают слова. После достаточно долгого прослушивания люди действительно начинают различать в звуках слова — как правило, на родном языке, каким бы он ни был.