Люди могут обладать коллективным сознанием
Некоторые могут назвать это совпадением, другие — шестым чувством, но почти у каждого человека в жизни было несколько моментов, когда он думал о ком то, и через минуту этот человек звонил ему, или же возникало ощущение, что нечто вот-вот произойдёт, и сразу после этого событие происходило.
Это может быть связано с так называемым коллективным сознанием — такой термин используется учёными для описания ситуации, когда поведение людей или животных или обмен идеями происходят на подсознательном уровне.
Идея коллективного сознания была впервые предложена французским социологом Эмилем Дюркгеймом в 1893-м году. В основном Дюркгейм связывал это с пониманием определенной морали и социальных норм, основанных на подражании людей друг другу, соответствии этому поведению или согласии на принятие определённых идеалов, чтобы стать полноценным членом общества. Тем не менее, в 1970-х годах учёные начали говорить о коллективном сознании как о чём-то распространяющемся не столь явно — телепатически или же «сверхъестественным» образом.
Доказательством этой теории служит «феномен сотни обезьян»: макаки одной стаи на острове Хошима научились мыть плоды перед употреблением, а вскоре после этого обезьяны из других стай начали делать то же самое. Важно отметить, что эти обезьяны никогда не вступали в контакт со своими сородичами из первой стаи. Аналогичным образом птицы в Европе научились пить молоко из узких бутылок, после чего аналогичное поведение стало наблюдаться у почти всех птиц, хотя контактировать друг с другом они не могли.
Профессор Дэрил Бем, физик из Корнельского университета, провёл ряд экспериментов с участием тысячи человек, и все они, кроме одного, показали наличие подобных «телепатических» способностей. Правда, другие учёные относятся к результатам скептически: профессор Стюарт Ричи из Эдинбургского университета провёл то же самое исследование, и результаты не подтвердились. Тем не менее, он не в состоянии объяснить, почему его результаты так отличаются от результатов Бема — сам Бем считает, что всему виной скептицизм коллеги.