Как первобытные инстинкты работают в современной жизни
Представьте себе, что доисторический охотник на один день оказался в нашем времени. Скорее всего, ему пришлось бы несладко: мы так далеко ушли от своего «пещерного» состояния, что, например, неандертальца в современном обществе и за человека не посчитали бы.
Джейсон Либерман, биолог из Гарвардского университета, в своей лекции, состоявшейся 6 ноября в Американском музее естественной истории, обратился к проблеме влияния первобытных инстинктов на жизнь современного человека. Согласно Либерману, людьми до сих пор руководят стремления и привычки, появившиеся ещё на заре существования нашего вида, однако в современном мире они не столь эффективны и порой даже могут причинить вред.
1. Лестница или эскалатор?
Современные люди часто сталкиваются с проблемой выбора между лестницей и эскалатором: каждый раз при этом происходит внутренний диалог, приводящий аргументы в пользу того и другого. Преимущества эскалатора очевидны: подъём или спуск на нём требуют гораздо меньших усилий по сравнению с лестницей, зато частая ходьба по лестнице отлично тренирует мышцы ног.
Американские учёные выяснили, что лишь 3% людей в подобных случаях предпочитает лестницу эскалатору, и это может свидетельствовать не только о банальной лени (хотя этот фактор наверняка имеет значение). Большинство людей подсознательно выбирают эскалатор, потому что наши далёкие первобытные предки стремились использовать любой шанс, чтобы восстановить силы, потраченные на охоту или собирательство, и современные люди при совершении выбора следуют тому же инстинкту.
«Таким образом, если бы у неандертальцев были эскалаторы, они непременно ими пользовались бы»
2. Малоподвижный образ жизни или физическая активность?
Человек отлично приспособлен для длительных прогулок и физкультуры: нашим первобытным предшественниками приходилось преодолевать каждый день около 9-ти км, чтобы добыть пищу, в то время как, например, шимпанзе в поисках еды перемещаются примерно на 2–3 км.
«Мы были созданы для того, чтобы ходить, бегать, таскать, копать и бросать — в общем, заниматься физкультурой, которая для охотников и собирателей имела в буквальном смысле жизненно важное значение»
Постепенно ситуация изменилась, и сейчас, чтобы «добыть» мясо, человек может целыми днями сидеть в офисе, пусть в ущерб физическому и психическому здоровью, поэтому люди практически утратили первобытную тягу к физической активности. Даже когда какой-нибудь менеджер среднего звена, устав от постоянного сидения за компьютером и желая сбросить лишний вес, утраивает себе утренние пробежки, инстинкты тут ни при чём — это сознательное намерение избавиться от ненужных калорий.
3. Босиком или в обуви?
Тысячи лет люди были босыми, и от порезов их ноги защищали только толстые мозоли, появлявшиеся после хождения по острым камням и колючим веткам. Когда кто-то из первобытных гениев, наконец, догадался оборачивать ноги кожей животных, мозоли стали не нужны, однако за нововведение пришлось расплачиваться таким распространённым и привычным для нас явлением, как плоскостопие.
Обувь (особенно неудобная) способна вызвать и более серьёзные проблемы вроде заболеваний суставов и сосудов. Специалисты изучили останки жителей палеолита, и оказалось, что для них эти осложнения неактуальны: хождение босиком служит эффективной профилактикой плоскостопия и других заболеваний, поражающих наши нижние конечности.
4. Читать или не читать?
Всем известно, что длительное чтение или время, проведённое за компьютером, отрицательно сказывается на остроте зрения: глазные мышцы теряют тонус и ослабляются, что приводит к искажению восприятия далёких предметов. Наши пещерные предки гораздо чаще нас тренировали зрение, разглядывая природные пейзажи, поэтому наши глаза не приспособлены для длительного восприятия объектов, находящихся на небольшом расстоянии.
Вероятно, с изобретением очков люди решили, что забота о зрении потеряла всякий смысл, но если вы всё же хотите сохранить свои глаза здоровыми, стоит чаще смотреть не только в монитор или книгу.
5. Сладости или здоровое питание?
В рационе жителя палеолита, по некоторым оценкам, содержалось от 1,5 до 8 кг сахара в год. Современный американец съедает около 45-ти кг сахара в год — такой рост потребления сахара связан, прежде всего, с его доступностью.
Если бы у охотников и собирателей была возможность отведать конфет или пирожных, скорее всего они бы вели себя, как капризные дети, поедая сладости в огромных количествах.
Сладкая пища во все времена была и остаётся привлекательной для людей, потому что сахар — не что иное, как углеводы, которые обеспечивают организм энергией. Но если в палеолите люди вынуждены были вести более-менее здоровый образ жизни, в наше время прилавки буквально завалены вкусными и сладкими, но очень калорийными продуктам, что способствует развитию у людей сахарного диабета, ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний.
«У нас нет никакой эволюционной предрасположенности к здоровому питанию, но, тем не менее, каждый родитель учит ребёнка, что есть много сладкого вредно», — иронизирует Либерман. По его словам, человечество научилось действовать более осмысленно и рационально, основываясь не только на инстинктах, однако они по-прежнему играют довольно важную роль в поведении.