У балерин есть «суперспособность», поэтому у них не кружится голова во время пируэтов
Артисты балета — не просто талантливые люди: исследование выявило существенные отличия в структуре их мозга, которые препятствуют ощущению головокружения во время этих бесконечных пируэтов. Это означает, что годы тренировок развили у балерин «суперспособность»: блокировку сигналов от органов равновесия во внутреннем ухе, из-за которых они могли бы упасть.
Выводы, опубликованные в журнале «Головной мозг» («Cerebral Cortex»), могут помочь при лечении пациентов с хроническим головокружением, возникающим у одного из четырёх британцев в какой-то момент жизни.
Как правило, чувство головокружения связано с вестибулярными органами во внутреннем ухе — эти заполненные жидкостью камеры ощущают поворот головы посредством крохотных волосков, воспринимающих движение жидкостей. Если вы поворачиваете голову слишком быстро, жидкость некоторое время продолжает двигаться, что заставляет вас чувствовать, будто вы сами всё ещё поворачиваетесь.
Балерины же могут выполнять несколько резких поворотов, не испытывая головокружения. Результаты исследования показывают, что они в процессе тренировок учатся фиксировать свой взгляд на одной и той же точке как можно дольше.
Сканирование мозга выявило различия между танцорами и обычными людьми в двух частях мозга: мозжечке, где обрабатывается сенсорная информация от органов равновесия, и коре головного мозга, ответственной за восприятие головокружения. Эта область в мозжечке у танцоров была гораздо меньше.
Доктор Барри Симунгал из Медицинского Департамента считает, что балерины не прислушиваются к сигналам своего вестибулярного аппарата, полагаясь вместо этого на скоординированные отработанные движения. Их мозг за годы обучения адаптировался, следовательно, сигнал, поступающий из области коры головного мозга, ответственной за восприятие головокружения, менее интенсивен.