Несколько удивительных фактов о древнейшем искусстве золочения
В мире сохранилось не так много древних ремесел, в которых техника исполнения не менялась тысячелетиями. И одно из них — искусство позолоты сусальным золотом. Все мы привыкли любоваться убранством церквей, дворцов, золотыми куполами, но мало кто задумывается, как же вся эта красота делается?
Андреевский зал Большого Кремлевского Дворца
А делается она, как и тысячи лет назад кропотливым трудом мастеров позолотчиков. При помощи вот такого нехитрого набора.
Еще в Древнем Египте носилки фараонов покрывали тонкой золотой фольгой. Такие носилки были легкими, и тем не менее, они уже не были простыми деревянными носилками. Резьба и роспись покрытые слоем золота выглядели уже совсем иначе. Так же украшались царские покои, троны, элементы одежды.
Листовое золото использовали не только для золочения металлических и деревянных изделий, но и для раскраски иллюстраций в папирусах. В Британском музее хранится погребальный папирус Нефферонтепа, жившего в 13 веке до н. э. Толщина золота, сохранившегося на некоторых рисунках, составляет 6 мк. С тех пор многое изменилось, однако и сегодня успешные люди осознанно или инстинктивно окружают себя золотом. Ведь мистики всегда говорили о солнечной энергии золота, энергии благополучия и силы. И самым популярным способом его использования для украшения интерьеров по-прежнему является нанесение тонкой золотой фольги умелыми руками мастера. Изменился состав лаков, основ, наполнителей, но главными орудиями, как и в былые времена, остаются руки и кисть.
Сегодня мастера позолотчики, как и в древности используют золотые листы — сусальное золото, чтобы превратить «простые деревянные носилки в царские», и простые домашние интерьеры в магические, солнечные, золотые. Одна из мастерских, где происходит такое чудо-превращение «Arcangelo-studio». Еще с советских времен трудятся там кудесники-позолотчики.
Золочение является очень сложным и длительным процессом. Сначала поверхность, подлежащая золочению, шлифуется. Удаляются мельчайшие шероховатости, заполняются специальной полировочной пастой все трещинки. Ведь золото подчеркивает не только достоинства предмета, но и все его недостатки. Затем отшлифованная до идеального состояния поверхность покрывается несколькими слоями специальной смеси и сверху плоской кистью мастер кусочек за кусочком наносит золото.
Чтобы позолота блестела, немедленно после нанесения, кусочек золота надо разровнять, отполировать тампоном или мягкой салфеткой, чтобы ни единой морщинки не было на поверхности. Представляете сколько труда нужно, чтобы вот так кусочек за кусочком позолотить хотя бы одну из этих колонн?
Андреевский зал Большого Кремлевского Дворца
Сусальное золото — деликатнейший материал. Листочек на столько тонок, что через него видно на просвет солнце. Его толщина измеряется в микронах или в нанометрах. Чтобы качественно нанести позолоту, чтобы она сохранилась на долгие, годы мастер должен обладать большим опытом, особенно если речь идет о позолоте поверхностей, которые будут находиться на открытом воздухе.
В студии «Arcangelo» уже 3 десятилетия мастера копят свои собственные секреты нанесения и сохранения сусального золота. Они научились делать свою работу так, что даже в наших суровых климатических условиях позолота, сохраняется не один десяток лет без каких-либо повреждений! Как говориться многие умеют делать скрипки, но скрипки Страдивари мог делать только Страдивари.
Когда-то работы студии «Arcangelo» можно было увидеть лишь в церквях и различных музеях. (И сегодня вы можете насладиться этим великолепным зрелищем, например, в Андреевском и Александровском залах Большого Кремлевского Дворца.) Но сейчас появляется все больше людей, которые украшают при помощи позолоты свои жилища. Модные дизайнеры все чаще используют сусальное золото или его имитацию — поталь в интерьерах загородных домов, квартир, пентхаусов. Золочение небольших поверхностей, отдельных деталей, стоит не слишком дорого. Между тем правильно расставленные золотые акценты в лепнине или золоченые элементы мебели даже в самом минимальном объеме способны полностью изменить не только внешний вид интерьера, но и его энергетику.
Золото во все времена было магическим материалом. По мнению древних золотые амулеты укрепляли положение человека в обществе, наделяли его властью, привлекали удачу и защищали от болезней. Алхимики называли золото «царем металлов» и обозначали его символом Солнца. Некоторые манускрипты утверждают, что золото несет энергию солнца и добавляет эту энергию человеку. Может быть именно поэтому, сильные мира сего всегда стремились окружить себя золотом. Вполне возможно, что золото стало одним из самых дорогих металлов именно из-за своей магической солнечной энергетики из-за своей способности притягивать еще больше удачи и энергии к своему обладателю. Кто знает… Не просто так храмы, сакральные, божественные места так часто сияют позолотой.
Если и вам захочется внести магию золота в свой дом в «Arcangelo» вам с радостью помогут, независимо от того на сколько мал или велик будет ваш заказ. В любом случае высочайшее качество гарантировано.
Сусальное золото отлично вписывается в классический дворцовый интерьер при создании которого вполне возможно использовать точные копии элементов украшения того же Кремлевского Дворца или если хотите Версаля. Однако и любители современных дизайнерских течений используют сусальное золото, с успехом встраивая его в стиль хай тэк и подобные ему.
В последнем случае неоценим опыт итальянских дизайнеров и позолотчиков. Мастера из «Arcangelo» регулярно навещают Апенинский полуостров и следят за работами итальянских коллег, а Италия вторая страна на территорию, которой распространяется деятельность студии. Так, что если у вас есть квартира или дом в этой стране и вы хотите общаться на одном языке с мастерами, которые займутся ее интерьером, в «Arcangelo» есть такие люди!