История27.03.2012

10 интересных фактов о масонстве и масонах

10 фактов о масонстве и масонах

1. Масоном был Уинстон Черчилль. Так же, как и Генри Форд. И Моцарт. И Вольтер. Дюк Эллингтон. Это не считая Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина, Эндрю Джексона и тринадцати других американских президентов. Перечисленные имена — лишь горстка влиятельных людей из числа «Вольных каменщиков», тайного общества, возникшего в 14-м веке, чьи цели вдохновляли исследователей заговорщицких теорий в течение сотен лет.

2. Начало масонскому наваждению в поп-культуре, вероятно, положил фильм «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Ковчег из «Ветхого завета» имеет к масонству самое прямое отношение, но об этом позже. Дэн Браун бомбардировал тайнами «Вольных каменщиков» широкие читательские круги, выпустив бестселлеры «Код да Винчи» и «Ангелы & Демоны». А в «Сокровище нации» неутомимый Николас Кейдж даже слегка переусердствовал с масонскими интригами.

3. Масонство имеет прямое отношение к архитектуре. Первые «Вольные каменщики» были неграмотными строителями средневековых соборов — каменотёсами. Эти люди относились к рабочему классу, но в социальной иерархии стояли выше крестьян. Их познания в астрономии и геометрии позволяли им воздвигать святые храмы из грубого камня. Благодаря своей работе они получили привилегию свободно передвигаться по всей Европе и стали «Вольными каменщиками».

4. Особый статус «Вольных каменщиков» потребовал изобретения способа отличить настоящих работников от предприимчивых нелегалов. По результатам проверки, вновь прибывшие на стройку разделялись на три профессиональных ранга: ученик, подмастерье или мастер. У каждого ранга было своё рукопожатие, позже развившееся в секретное приветствие. Масонские традиции равенства зародились на стройплощадках, где все называли друг друга «брат». В течение столетий их собрания проходили в ложах, на уровне — сооружении в центральной части ложи, символизирующем строительный измерительный инструмент.

5. Масонство не является религией, хотя у него есть признаки некоего подобия религии. В легенде «Вольных каменщиков» говорится о Хираме Абиффе, избранном еврейским королём Соломоном для воплощения божьего замысла о строительстве первого храма. Храм должен был стать вместилищем для Святого Ковчега, внутри которого покоились бы обломки каменных табличек с десятью заповедями. Три младших работника постоянно пытались выведать у Хирама секретные слова, которые, как они думали, скрывали волшебную силу и являлись ключом к познанию вселенной. Хирам терпеливо напоминал им, что слова будут раскрыты после окончания строительства в награду за мастерство, однако, объятые нетерпением, они решили его убить. Один за другим Хираму нанесли три удара, но тайных слов он не открыл. Умирая Хирам произнёс: «Кто поможет сыну вдовы?» На долгие годы эта фраза стала зовом о помощи «Вольных каменщиков».

6. В основание философии «Вольных каменщиков» положена история Хирама. Член общества является сознательным и свободным строителем добродетельной жизни. При этом он постоянно подвергается агрессивному воздействию со стороны трёх (по количеству убийц) главных факторов: невежества, фанатизма и деспотии. Каждая ложа проектируется по подобию первого храма, существующего лишь на страницах библии. Ритуал посвящения навеян убийством Хирама Абиффа — иносказательной истории о твёрдости слова масона. Новобранца «убивают», а затем трижды пытаются воскресить. Первые две попытки терпят неудачу, а после третьей человек перерождается «вольным каменщиком».

7. Геометрия всегда представлялась «Вольным каменщикам» верной дорогой к постижению божественного. Поэтому Эра Просвещения привлекала в масонские гильдии, существовавшие со средневековья, ведущих учёных и философов того времени. Эти образованные люди, став новыми лидерами, придали гильдиями силу, способную изменить мир — политическое влияние. Однако их влияние, подобно всем ранним проектам Просвещения, должно было оставаться тайным из-за церковной гегемонии.

8. Приняв в свои ряды образованных, богатых и обличённых властью людей, масоны превратились в некое подобие клуба по интересам. Вне досягаемости власти церкви и государственных структур «Вольные каменщики» могли в тайне формировать своё отношение к мировым проблемам, а затем производить соответствующие изменения в сферах своей деятельности при негласной поддержке остальных членов братства.

9. Концентрация власти в одной организации привела к появлению самой зловещей теории заговора. Масоны были опасны для правительств и церкви, так как исповедовали свободу воли. Антимасонство появилось в 17-м веке, когда суровые пресвитерианские министры окрестили «Вольных каменщиков» антихристами. Впоследствии их обвинили в покусительстве на мировое господство, в разорении Ватикана, в поклонении сатане, в похищении политиков и даже в убийстве принцессы Дианы. В СССР их преследовали как противников коммунизма. Нацисты бросали в тюрьмы за содействие еврейским заговорам.

10. Прошлое десятилетие ознаменовалось возрождением объявления членства в «Вольных каменщиках». Наибольшая активность этого движения наблюдалась в Великобритании. Подозрительность британского Парламента к масонам в свете американской и Французской революций не удивительна. Организация оказалась на грани исчезновения, когда в 1799-м году был принят закон, запрещающий вступать в какие-либо общества, требующие принятия присяги. «Вольные каменщики» выхлопотали для себя исключение, сославшись на свою приверженность правительству и закону, при условии ежегодного оглашения списка членов.

Ежегодный список запрашивался до 1967, а в 1997 Британское правительство хотело принять законы, обязывающие судей и полицейских объявлять о своём членстве. «Вольные каменщики» считают подобные меры нецелесообразными, однако никто не знает, как далеко простираются границы их сегодняшнего влияния.

Ашрита Фурман является рекордсменом Книги рекордов Гиннеса по количеству рекордов Непал вводит налог на мусор и фекалии на Эвересте Существуют животные, способные к фотосинтезу, как растения Город мёртвых в Италии