12 главных брендов царской России
В Российской империи был хороший
Фактрум публикует дюжину наиболее успешных брендов дореволюционной России.
Смирновъ
«Смирновка» и сегодня является одним из самых узнаваемых водочных брендов, но в царской России Петр Арсеньевич Смирнов, основавший свой завод в 1862 году, был настоящим «водочным королем».
Потребителям больше всего нравилось столовое вино «N 21» и настойка «нежинская рябина». Эти изделия помогли фирме приобрести право изображения Государственного герба и звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества и Великого князя Сергея Александровича».
Налог, который поступал в казну с предприятия Смирнова, равнялся половине довоенного бюджета российской армии.
Cтоимость произведенной за год продукции достигала 17–20 млн. рублей.
Иван Дурдин
История Ивана Дурдина — история мечты. В 20 лет крепостной крестьянин села Шестихино Мышкинского уезда Ярославской губернии Иван Алексеевич Дурдин приехал в Москву на заработки, через три года выкупился и устроился в магазин Московского общества пивоваров, потом был назначен приказчиком на пивоваренном заводе в столице. В 1836 году Дурдин сумел выкупить завод, на котором работал.
Дурдин стал открывать лаборатории для производства новых сортов пива, фирменные магазины, новые пивоварни. Дурдинское пиво знала вся Россия.
Сам император Александр II высоко ценил дурдинский «Портер», и в 1857 году Дурдин получил особую привилегию — право разливать продукцию в бутылки с изображением российского двуглавого орла.
Шустов
«Коньячный король» Николай Леонтьевич Шустов был человеком неординарным. Он буквально перевернул сознание российского потребительского рынка XIX века.
Для популяризации своего продукта он нанимал студентов. Они спрашивали в трактирах «только шустовскую водку». Когда её не оказывалось, устраивали дебош и оказывались в участке, откуда их потом выкупал сам Шустов. Впоследствии студенты ещё и получали процент от продаж в «окученной» точке.
Ещё Шустов одним из первых догадался размещать рекламу на общественном транспорте.
К концу XIX века ассортимент продукции стал отличаться разнообразием — зубровка, мандариновая наливка, кавказский горный травник, ликеры русских степных трав и крымский.
Эйнем
Основатель компании Теодор Фердинанд фон Эйнем в 1851 году открыл на Арбате кондитерскую мастерскую. Работали в ней всего четыре человека. Помогла подняться «сладкому бизнесу» Эйнема Крымская война. Он поставлял туда свою продукцию. Это помогло Эйнему расширить производство и перенести мастерскую на фабрику на Мясницкой.
Предприятие выпускало около 20 видов продукции, особой популярностью пользовались «сладкие корзины» для невест. В 1913 году компания получила титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Руссо-балт
Кто считает, что в России всегда было не очень с автопромом, ошибаются. До революции все было на мировом уровне. Взять хотя бы автомобиль «Руссо-Балт», впервые выпущенный в 1909-м году.
«Руссо-Балты» были машинами высокого класса. Об этом свидетельствуют, к примеру, победы на гонке Санкт-Петербург — Монако в 1912-м и 1913-м годах, а также тот факт, что «Руссо-Балт» стал первой машиной, покорившей Везувий. Вообще автомобиль оказался одним из самых надежных в мире.
Абрикосов и сыновья
История Абрикососовых началась в 1804 году, когда в Москву пприехал на заработки Степан Николаев по прозвищу Обрикосов, открывший здесь кондитерскую лавку.
К началу XX века на фабрике Абрикосова трудились 1900 работников, они производили около 4000 тонн карамели, конфет, шоколада и бисквитов в год.
«Абрикосов и сыновья» к вопросу маркетинга относились отвественно. В одном только 1891 году на нее было потрачено 300 тыс. рублей. Кондитер заполонил своими листовками весь город.
Буре
Часы «Буре» были в дореволюционной России синонимом качества и точности. Поэтому сам русский император презентовал их отличившимся чиновникам, заслуженным людям и иностранным дипломатам.
Компания «Буре» выпускала как эксклюзивную продукцию, так и часы для массового покупателя. Цены на часы начинались всего с 2 рублей и достигали нескольких тысяч. Россия была одной из первых стран, где часы стали общедоступным товаром. После 1917 года фирма продолжала работать в Швейцарии под маркой Paul Buhre.
Фаберже
Всего известно 71 яйцо Фаберже, из них 52 считаются императорскими. «Яйца Фаберже» — это роскошь, блеск и престиж Российской империи. Эти ювелирные изделия были подарками уровня премиум. Александр III, посодействовавший популярности фирмы Фаберже, подарил своей супруге яйцо на Пасху в 1887 году.
Судьба этого подарка примечтаельна. В 1917 году он был конфискован большевиками, которые продали его на Запад.
В 1964 году оно было продано за бесценок (2450 долларов) на аукционе Parke Bernet. Где оно сейчас, неизвестно. Его стоимость — приблизительно 20 миллионов фунтов.
Братья Дидерихс
«Братья Дидерихс» выпускали лучшие в Российской империи XIX века рояли и пианино. История фабрики началась в 1810 году. Через 10 с небольшим лет компания выставила свою продукцию на вставку и объявила о готовности продавать качественные пианино, не уступающие иностранным по цене в 3–8 раз меньшей.
«Дидерихсы» старемительно развивались, работали над качеством продукции и расширяли линейку. На Всемирной промышленной выставке в Париже в 1900 году инструмент фабрики был удостоен Гран-при, а А. Ф. Дидерихс — награждён орденом.
Скороход
В дореволюционной России все знали: лучшая обувь — «Скороходы»!
Товарищество Санкт-Петербургского производства механической обуви появилось 11 сентября 1882 года. Через два года она начала производить популярную обувь марки «Реформа» — лёгкие летние туфли на низком каблуке, тиснённые на носке до подъёма узором «ёлочка». Их и прозвали «скороходами».
Обувь Товарищества неоднократно экспонировалась и на международных ярмарках — в Чикаго (1893), Амстердаме (1894), Париже (1900). В конце 1890-х она продавалась в Германии, выдерживая конкуренцию с моделями местных производителей.
Только с 1910 года слово «Скороход» появилось в официальном названии фирмы, на вывесках фирменных магазинов Товарищества, на подошвах производимой им обуви в виде клейма.
Дукс
Раньше автомобили ездили по России не только на бензине и электричестве, но и на пару. Первым заводом, выпустившим паромобиль стал «Дукс». Автомобили эти пользовались у россиян большим доверием, так как считались самыми безопасными.
Гоночная модель «Дукса» развивала скорость до 140 км/ч.
Кроме паромобилей, которые также называли «локомобили», компания выпускала велосипеды, омнибусы, аэросани, мотоциклы.
В 1910 году «Дукс» вышел на аэрорынок — стал выпускать самолеты и дирижабли. При этом выпуск другой продукции стал снижаться. В 1918 году завод был национализирован и переименован в «Государственный авиационный завод № 1».
Гаванера
Русские сигары — сегодня это звучит немного странно, но до революции такое сочетание было в порядке вещей.
Самым крупным предприятием в дореволюционном сигарном сегменте считалась «Гаванера». Полное его название тех времен — Сигарная и Табачная Фабрика Бельгийского Анонимного общества «Гаванера».
В 1910 году «Гаванеру» отметили на Всемирной выставке в Брюсселе, удостоив ее высшей награды — Почетного диплома, а в 1911 году — на промышленной выставке-ярмарке в Турине, где она также получила Почетный диплом.
После революции сигарное производство на заводе почти сразу прекратилось. На бывшей фабрике «Гаванер», а теперь Государственной сигарной фабрике стали изготовлять трубочные табаки «Трубка мира» и «Флотский».
- Уникальные фотографии черновиков Федора Достоевского
- Мадам Попова убила более трёхсот мужчин, мстя за их обиженных жён
- Как выглядели российские города 100 лет назад
- «Ухмылка судьбы»: как тюремщики невольно признались в любви декабристам
- «Раскрепощение прислуги»: как жилось господской прислуге перед революцией