Мозг подростка имеет особое строение
Люди проходят через два этапа развития, в детском и подростковом возрасте, и последний определяется как переход во взрослую жизнь, начиная с периода полового созревания и заканчивая (по крайней мере, в теории) успешной независимостью от родителей. И хотя тело на стадии между детством и взрослой жизнью почти сформировано, мозг всё ещё развивается — изменяется и растёт. Его развитие не заканчивается, по крайней мере, до 20-ти лет, иногда это случается и позже.
Очевидно, что на поведение подростка влияет множество факторов, включая генетику, детский опыт и социализацию. Но именно динамика мозга играет в этом ключевую роль.
Как ни парадоксально, подростки чаще демонстрируют худшие навыки принятия решений по сравнению с детьми. Кроме того, многие подростки по сравнению со взрослыми физически сильнее, быстрее и устойчивее к болезням. Некоторые подростки даже рассуждают и мыслят эффективнее, чем взрослые.
В то же время в подростковом возрасте люди переживают огромное количество личных драм, для них характерны уязвимость, импульсивность и склонность к риску. Подростки находятся в повышенной зоне риска смертности по сравнению с детьми: уровень смертности от травм для подростков в возрасте от 15-ти до 19-ти лет в шесть раз выше, чем для детей от 10-ти до 14-ти лет. Кроме того, наибольшее число преступников получается из молодых мужчин.
Учёные считают, что это связано с процессом под названием нейросозревание, при котором мозг проходит через критические стадии своего развития. В частности, лобные доли «созревают» едва ли не последними по сравнению с другими областями мозга. Эта область отвечает за исполнение таких функций, как планирование, внимание, мотивация, рабочая память и управление импульсами.
Нейросозревание можно разделить на два глобальных процесса — созревание лобных долей и укрепление связей между областями мозга. В этот период корковые области мозга и нейронные связи растут. Удивительно, но при этом серое вещество в мозге, состоящее из нервных клеток и нервных волокон, полностью развивается к 11-ти годам у девушек и 12-ти у юношей. С этого момента редко используемые связи сокращаются — так мозг становится более интегрированным и работает эффективнее.
Уцелевшие нервные связи лучше передают информацию посредством миелинизации — процесса, обеспечивающего изоляцию для нервных связей, позволяющих нервным импульсам путешествовать по всему мозгу быстрее.
Эти процессы — синаптическое перепроизводство, отсечение лишнего и миелинизация — увеличивают способность мозга эффективно передавать информацию между областями. Нервные связи между миндалинами (часть мозга, ответственная за обработку таких эмоций, как страх, агрессия, тревога и бдительность) и корой также увеличиваются — в этот период молодые люди достигают так называемой эмоциональной зрелости.